decor
Следите за нашими новостями

Новости культуры

СМИ о нас

Подписка на новости

Я хочу получать интересные материалы

Потвердите подписку перейдя по ссылке в письме.
Произошла ошибка. Попробуйте еще раз.
Читать онлайн Читать онлайн

Склаважи, жирандоли и парюры: два века истории ювелирного искусства в картинах старых мастеров

29.06.2018

Ювелирные изделия – продукт одного из самых древних и распространенных видов декоративно-прикладного искусства. Определяемые культурой повседневности (например, конструктивными особенностями костюма), ювелирные изделия выступали в роли своеобразных знаков, выявляющих вкус, уровень достатка, знатность и социальный статус их владельца. Большое собрание изящных искусств ASG позволяет проследить стилевое развитие этого вида декоративно-прикладного творчества, основываясь на произведениях станковой масляной живописи старых мастеров.

О художественных стилях барокко и рококо сказано и написано уже немало строк, а возможность проследить этапы их развития, воплощенные в ювелирном искусстве, представляется достаточно занятной.

Великолепный и торжественный стиль «барокко» (в переводе с итальянского (barocco) означает «причудливый» зародился в конце XVI века в Италии, через 50 лет стихия этого яркого роскошного стиля охватила Францию, а за ней и большинство стран Европы.

В ювелирном искусстве наиболее яркое развитие стиль барокко получил в работах французских мастеров, поставщиков двора Людовика XIV – Короля-Солнца (1643-1715). Самые искусные ювелиры, так же как и лучшие мастера других видов искусства, стекались к французскому королевскому двору.

В результате деятельности работавших при французском дворе художников и мастеров сложились характерные особенности, а также те формы и элементы декора, которые отличают искусство барокко: яркая помпезность и сдержанное величие, экспрессивность и жизнерадостность, что ясно просматривается как в архитектурных сооружениях, так и в произведениях декоративно-прикладного искусства – в динамике их силуэтов, игре света и тени, пышности и сочности декора, сложности криволинейных очертаний. В орнаментике барокко преобладали тяжелые гирлянды цветов и плодов, раковины и волюты, мотивы аканта, прихотливых бантов, картушей, двойного завитка в виде буквы «С».


Аграф239
Аграф. XIII в.


Особой декоративностью отличался костюм эпохи барокко. Модные женские платья обладали весьма сложным и прихотливым силуэтом, возникавшим из-за контраста между очень узким декольтированным корсажем и широкой юбкой. Наличие в костюме многочисленных драпировок требовало различных заколок и подхватов. Использовавшиеся прежде аграфы теперь заменили броши. Введение их легенда приписывает мадам де Севинье, именем которой названа брошь-бант с подвеской.


Севинье240
К. Лефевр
Портрет Мадам де Севинье
Музей Карнавале, Париж


Крупные декоративные броши, декорированные яркими камнями – изумрудами, рубинами, сапфирами, жемчугом, – украшали декольте корсажа или подчеркивали осиную талию дамы. Небольшие броши-розетки, оформленные драгоценными камнями, скрепляли модные тогда бессчетные прорези на платьях.

Брошь1_241

Брошь2_242

Брошь. XVII в.



Склаваж243
Бант-склаваж. XVII в.


Но, пожалуй, наиболее характерны для «стиля роскоши» усыпанные камнями ажурные броши-склаважи: их прикрепляли к шейной ленте или акцентировали ими глубокие декольте.

Основываясь на произведениях станковой масляной живописи старых мастеров Большого собрания изящных искусств ASG, можно получить впечатление не только об одном из самых древних и распространенных видов декоративно-прикладного искусства, но и познакомиться с костюмами знатного дворянства.

1242_1
Французская школа XVIII века
Портрет дамы с табакеркой
Франция, 1770-е гг.
Холст, масло, 71,5×59,5 см
БСИИ ASG, инв. №01-1242

1242_2
Французская школа XVIII века
Портрет дамы с табакеркой (фрагмент)
БСИИ ASG, инв. №01-1242

Так, на живописном полотне из БСИИ ASG «Портрет дамы с табакеркой» неизвестного французского художника XVIII столетия изображен поясной портрет сидящей в кресле женщины, одетой в синее платье, декорированное розами, кружевными оборками и бантами на груди и рукавах. В руке – красная табакерка, а на шее – черная бархатная лента, украшенная ажурной брошью-склаважем, усыпанной камнями.

Кроме того представители знати носили длинные многорядные нити прекрасного жемчуга, им же украшали и волосы; в ушах сверкали роскошные многоярусные серьги с тремя жемчужными подвесками формы «жирандоль». Мода того времени была благосклонна к дорогим кольцам с рубинами и изумрудами, закрепленными в высоких кастах. Приметой времени могут служить и драгоценные пряжки для одежды и обуви.

Украшения244
Украшения в стиле барокко

Жирандоль2442
Брошь «Севинье» и серьги-«жирандоли»
Нидерланды, 2-я половина XVII в.


2773
Друэ, Франсуа Юбер, круг
Женский портрет в образе Дианы
Франция, XVIII в.
Холст, масло, овал, 47×39 см
БСИИ ASG, инв. №01-2773


Полотно круга Франсуа Юбера Друэ «Женский портрет в образе Дианы» из БСИИ ASG представляет собой погрудное изображение молодой женщины на темном фоне, одетой в платье с кружевной оторочкой по линии декольте и мехом по бортам. На шее повязан розовый бант; на голове – прозрачная накидка. Прическа украшена жемчугом и золотым полумесяцем.

Царственное великолепие французского двора и главной резиденции Людовика XIV – Версаля, где ни на день не прерывалась череда ослепительных празднеств, превратило Францию в признанную законодательницу моды, которой стремилось подражать дворянство всей Европы.

Любуясь полотнами великих мастеров прошлых веков: Питера Пауля Рубенса, Яна Вермеера, Микеланджело Меризи да Караваджо, Диего Родригеса де Сильва-и-Веласкеса, Антониса ван Дейка, – можно узнать, какие драгоценности украшали не только самих придворных дам, но и их одежды в эпоху барокко и понять, почему их театральная красота так привлекала и вдохновляла живописцев того времени.

Фоурмен245
Питер Пауль Рубенс
Портрет Елены Фоурмен в свадебном одеянии (ок. 1630-1631)

1498
Братья Бобрен
Девушка в жемчужном ожерелье
Франция, XVII в.
Холст, масло, 51,5×45,5 см
БСИИ ASG, инв. №01-1498

Представленное полотно французских художников XVII столетия братьев Бобрен из БСИИ ASG «Девушка в жемчужном ожерелье» демонстрирует все великолепие одеяния и жемчужных украшений, в каком могла предстать дама французского двора.

«Девушка в жемчужном ожерелье» братьев Бобрен изображена в красном декольтированном платье, украшенном на груди аметистом. На шее портретируемой – нитка жемчуга, в ушах – каплевидные серьги, а в кудрявых волосах – украшение в виде бабочки черного цвета.

В Россию барокко пришло много позже, уже в XVIII веке. Так, начиная с 1700 года, указом Петра I был введен новый обязательный для ношения костюм на западноевропейский манер. С коренными переменами в женской и мужской одежде меняется и характер украшений. Вместо мониста, «кружева» и т.д. появляются броши различных форм, запонки, булавки для галстуков и причесок, эгреты (украшения для шляп), ожерелья, браслеты, диадемы, пояса, пряжки для платьев и обуви. Новым и весьма популярным украшением стал склаваж, который носили на ленте высоко на шее, порой одновременно с длинными свободно висящими рядами жемчужных нитей, широко распространенными в это время в Европе.

В XVIII веке в Петербурге было много опытных иностранных ювелиров – Жан-Пьер Адор, Иоганн Голиб Шарф, Иеремия Позье, долгие годы обслуживавших императорский двор и элиту. Привилегированные слои диктовали моду для всех слоев общества, разница состояла только в материале, из которого изготовляли украшения, и в искусности мастеров.

Со временем пышные формы барокко сменились на асимметричные формы нового стиля – рококо. Название «рококо» (rococo) происходит от мотива «рокайль» (французское – rocaille), главного элемента орнамента этого стиля, строящегося на основе завитка раковины, появившейся в искусстве Франции во второй четверти XVIII века с правлением короля Людовика XV (1715-1774).

Унаследовав основные формы от искусства предыдущей эпохи, стиль рококо оказался совершенно иным в главном – претенциозной парадности барокко он противопоставил камерность и игривое изящество стиля аристократических салонов. Орнаментика рококо – удивительная легкость и изящество, акантовый лист стал тоньше, ленты в гирляндах начали развеваться, листья – закручиваться, а главный элемент орнамента рококо – раковина – превратился в веерообразную композицию из извивающихся лепестков.

Стиль рококо нашел необычайно яркое художественное воплощение и в ювелирном искусстве. Это совпало с повсеместным распространением бриллиантовой огранки алмазов, изобретенной, по мнению некоторых исследователей, в конце XVII века венецианцем Винченцо Перуцци. Сверкающий, играющий всеми цветами радуги камень как нельзя лучше подходил к эстетике искусства рококо, и в украшениях среди других драгоценных камней пальма первенства была отдана бриллианту. Теперь в моде стало оправлять его не в золото, а в серебро, пользуясь способом закрепки «паве» (pave).

Модный костюм эпохи рококо был весьма благосклонен к драгоценным украшениям. Глубокие, откровенные декольте женского платья, доходившие порой до талии, способствовали появлению моды на колье. Особенным успехом пользовались бриллиантовые колье и серьги «бриолез» – с подвижно закрепленными длинными подвесками каплевидной или звездообразной формы. Подобные изделия назывались парюрами – вошедшие в моду гарнитуры украшений, включавшие аналогичные по рисунку, работе и материалу серьги, кольца, украшения для головы и несколько реже – браслеты.

Луиза246
Антон Рафаэль Менгс
Мария Луиза Пармская, принцесса Астурийская (1765 г.) (фрагмент)
Холст, масло, 152,1×110,5 см

Парюра247
Парюра эпохи рококо

Под влиянием господствовавшей в то время «пасторальной моды» дамы любили украшать свои платья цветами – живыми и искусственными, но особое предпочтение они отдавали красочным букетам, выполненным из драгоценных камней и бриллиантов. Ведь не случайно XVIII столетие называют «веком цветка и алмаза». Тогда же в моду вошли так называемые «портбукеты», служившие своеобразной драгоценной вазой для букетов из живых цветов, в которые зачастую для придания украшениям большей ценности включали цветы из золота, серебра и роскошных камней.


Зелброшь248
Брошь, 2-ая половина XVIII в.


Особое внимание модницы того времени уделяли прическам. Порою дамы носили на головах целые натюрморты из цветов, лент, шпилек, перьев, дополняя свои причудливые прически драгоценными украшениями.

Антуанетта249
Мария Антуанетта (1775 г.)

2346
Элль Старший, Луи Фердинанд
Портрет дамы в шляпе с перьями
Франция, XVII в.
Холст, масло. Овал 81×64 см
БСИИ ASG, инв. №01-2346

«Портрет дамы в шляпе с перьями» Луи Фердинанда Элля Старшего являет собой изображение молодой женщины в роскошном платье, украшенном драгоценными камнями. На шее – жемчужное ожерелье, шляпа декорирована ювелирным украшением и пышными перьями.

Именно тогда в моду вошли всевозможные качающиеся при движении, часто ажурные шпильки подвижных конструкций, как их тогда называли, «цитернадель» (от немецкого zittern – дрожать и nadel – булавка). Большой популярностью пользовались эффектные асимметричные эгреты (aigrettes) (головное украшение с пером, от латинского – Egretta, род белых цапель), которые подчеркивали изящными перьями, а иногда и яркими бабочками.

0842
Лоо, Шарль Амедей Филипп ван
Портрет дамы с эгретом
Франция, ок. 1750 г.
Холст, масло, 80×63 см
БСИИ ASG, инв. №01-0842

Но не только женщины в тот галантный век проявляли интерес к драгоценностям. Мужчины украшали сверкающими орденами грудь, закалывали драгоценностями кружевные жабо, вставляли бриллианты в пряжки кюлот (укороченных штанов), щеголяли роскошными перстнями и великолепными рукоятками шпаг; признаком особой элегантности кавалера служило тонкое позвякивание золотых брелоков.

В Россию стиль рококо пришел в правление императрицы Елизаветы Петровны (1741-1761). В это время оформление интерьеров, мебели, костюма, да и весь уклад жизни были подчинены французской моде, чему во многом способствовали иностранные художники и мастера, в том числе и ювелиры, работавшие в России. Возможно, отчасти благодаря им с тех пор русских золотых и серебряных дел мастеров стали называть так же, как и на Западе – ювелирами.

Елена250
Великая княжна Елена и принц Николай Греческий
в день своего бракосочетания в 1902г.

Елизавета251
Ауэрбах, Иоганн Готфрид
Портрет Елизаветы Кристины
Брауншвейг-Вольфенбюттельской
Германия, XVIII в.
Холст, масло, 137×118 см
БСИИ ASG, инв. № 01-4027

Набор и формы украшений, выполнявшихся в России, практически не отличались от того, что носили в Европе. К сожалению, не многие из произведений ювелиров той эпохи дошли до нашего времени: слишком хороши были украшавшие их камни и чересчур велико искушение при очередном изменении моды извлечь их, чтобы создать новые, более современные изделия. Тем не менее некоторые экспонаты, хранящиеся в российских музеях, дают представление об искусстве рококо и его стилистике. Наиболее ярким и совершенным образцом стиля рококо является, несомненно, сапфировый убор, принадлежащий Алмазному фонду России - великолепный эгрет и серьги-жирандоли. В асимметричных линиях динамичной тонко прорисованной композиции, словно ниспадающие струи петергофских фонтанов, сверкают и горят множеством огней посаженные в изящные оправы бриллианты, манят таинственной глубиной прекрасные сапфировые капли.

Некоторые черты искусства рококо можно увидеть и в менее дорогих вещах, например, в широко бытовавших на Русском Севере серьгах с мелким жемчугом, собранным в виде виноградной грозди.

Известно, что великие художники не только виртуозно передавали красоту драгоценных камней и благородных металлов в своих произведениях, но и были большими их поклонниками в жизни. Так, большую коллекцию драгоценностей имел Рубенс, Рембрандт в период богатство щедро украшал свой костюм ювелирными изделиями, стекавшимися в Амстердам со всего света.



Елена ВЛАСОВА

Источники:
studfiles.net
sunmag.me
juvelirum.ru
livejournal.com

Поделиться: