decor
Следите за нашими новостями

Пространство и время в композиции старых мастеров

28.09.2018

Формальная сфера в изобразительном искусстве – объект научного и творческого интереса художника Рустема Мирхасанова, автора учебника «Живопись с основами цветоведения». Анализ формы произведения – линий, колорита, композиции и т.д. – осуществлен на примере картины крупнейшего флорентийского мастера Микеле Тозини «Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем» из БСИИ ASG. Подобный подход особенно продуктивен в отношении творчества старых мастеров, где сюжет, в силу его повторяемости, всегда менее интересен авторской манеры его изображения.

Не является секретом, что огромный массив живописи в европейских музеях из мастерских ведущих художников является в большой мере творческим продуктом их учеников. Талантливые ученики мастера становились впоследствии крупными художниками, работающими в собственных мастерских.


Помещение300
Помещение мастерской Рубенса


Желающих учиться и работать в мастерской Рубенса было так много, что ему приходилось отказывать даже влиятельным просителям, которые часто наведывались в его мастерскую с просьбой пристроить своих знакомых в ученики к знаменитому и коммерчески успешному мастеру. Мастерская Рубенса, в которой творили его ученики, а позднее такие знаменитые мастера, как портретист Ван Дейк и анималист и мастер натюрморта Снайдерс, была организована в пристройке к дому. На верхнем этаже работали ученики и помощники Рубенса. Первый этаж в зале с отличным освещением Рубенс использовал для работы одновременно над несколькими полотнами.

Хотелось бы поговорить в русле вышесказанного о картине «Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем» из коллекции Большого собрания изящных искусств ASG флорентийского художника Микеле Тозини. Она является, бесспорно, одной из жемчужин коллекции и вызывает желание сравнить ее с очень близкими по композиционному построению и тематике полотнами этого же автора из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина в Москве и галереи Franscione Arte во Флоренции.

Мастер позднего периода Возрождения Микеле Тозини учился с Лоренцо ди Креди и Антонио дель Черайоло и затем перешел в мастерскую Ридольфо Гирландайо. Согласно сведениям от Вазари, Тозини возглавил мастерскую. Таким образом, можно предположить, что под его руководством учениками создавались произведения ведущего на тот момент религиозного жанра. Тозини работает во Флоренции, создавая произведения, в которых чувствуется влияние живописца Андреа дель Сарто: художник использует в своих работах характерные черты условного изобразительного языка маньеризма.


Андреа301
Андреа дель Сарто
Святое семейство с Иоанном Крестителем
Около1529 г.


В его работах заметно также несомненное влияние Аньоло Бронзино.


Аньоло302
Аньоло Бронзино. Святое семейство


Знакомство и творческое сотрудничество Тозини с Вазари, ярым поклонником искусства Микеланджело, привило его живописи элементы авторских предпочтений условного изобразительного языка Микеланджело. Это привело к тому, что некоторые из наиболее известных работ мастера обнаруживают сильное влияние Микеланджело: первоочередное внимание к рисунку, анатомии человека, к передаче объема и пространства в живописи.

Характерной особенностью того времени было выполнение основной части работы над полотном учениками и подмастерьями по эскизу и указаниям руководителя мастерской. Мастеру оставалось лишь пройтись кистью лишь по наиболее важным участкам, завершить, обобщить художественную ткань картины и подписать ее своим именем.

Можно предположить, что полотно из коллекции ASG являлось, возможно, образцом для более молодого и неопытного автора, ученика мастерской Тозини, создавшего «Мадонну с вишней» из галереи Franscione Arte во Флоренции. Подтверждением факта, что работу из собрания ASG выполнил Мастер, а живописную композицию из Флоренции – робкий ученик из его мастерской, является близость рисунка всей композиции (см. решение складок на одежде Марии), а также разница в уровне мастерства автора картины из БСИИ ASG и «флорентийской реплики» ученика его мастерской или более позднего подражателя этого мастера.


3174
Тозини, Микеле
Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем
Италия, XVI в.
Холст, масло, 87×69 см
БСИИ ASG, инв. №04-3174


Светотеневая лепка объема лица Мадонны, ее рук в полотне из коллекции ASG Микеле Тозини показывают опору художника на глубокое знание анатомии головы и рук человека, выдают работу с натуры. Голова Мадонны написана как пример распределения светотени на яйцеобразной объемной форме: лоб и мозговая часть черепа, спинка носа выделены светом, падающим под почти прямым углом, горизонтальные площадки глазных впадин находятся на свету, а лицевая часть черепа почти целиком находится в полутоне (скользящий под углом свет). Источник света расположен вверху слева от головы Мадонны. Так написать лицо и руки Мадонны, тела и головы младенцев можно только работая над холстом с натурой: женщиной и маленьким ребенком (как минимум по выполненным с натуры для картины графическим наброскам и зарисовкам). При этом подавляющее большинство других, более ранних по времени, работ Микеле Тозини в изображении лица, тела человека в русле передачи анатомических и светотеневых фактов, транслируемых зрителю натурой, довольно условны.

Правая303
Очень убедительно мастерское членение плоскости
кисти правой руки Мадонны на 3 тона светосилы

Левая304
Левая рука Мадонны, представленная художником в виде
вертикально расположенной прямоугольной «площадки»,
также «расчленена» на три светлотных тона

Фаланги пальцев левой руки Мадонны, обнимающей Младенца Иисуса, меняют светосилу тона, четко подчиняясь изменениям тона на теле младенца. Автор работы применяет на практике глубокие научные знания линейной перспективы, анатомии человека, демонстрирует закономерности распределения светотени на сложных по форме природных объемных объектах.

Можно отметить небольшие особенности конструктивного построения лика Мадонны и Иоанна Предтечи на картине. Лицо Мадонны, Иоанна Крестителя имеют слишком резко сходящийся (тупой угол) угол схода в одну точку S на линию горизонта H так, как будто точка схода горизонтальных линий построения основания носа, губ, бровей находится «слишком близко» к изображаемым на картине объектам. При этом голова Младенца Иисуса изображена очень уверенно. Убедительно для зрителя вылепленные светотеневыми градациями: горизонтальная верхняя площадка таза, образованная подвздошными костями, косыми мышцами живота, грудная клетка находится в области падающей тени от плечевой части руки, левое бедро Младенца Иисуса – сообщают ребенку, прочно сидящему на «горизонтальной площадке» левого бедра Мадонны, реалистичность.


Дорожка305
Очень красива S-образная линия: пластичная «дорожка»
неба и части леса, которая проистекает из левого угла картины
и пластично переходит в «дорожку» складок ворота одежды Марии



Ритм306
Ритм уменьшающихся модулей треугольников ворота
одежды Мадонны перекликается с модулями волнообразных линий ее прически


Очень красив сдержанный холодный колорит картины, оживленный «ударом» чуть теплого по отношению ко всей гамме цветового пятна волос Мадонны. Вся работа построена на очень сдержанных розоватых, золотистых, синеватых и зеленоватых приглушенных тонах. Минорная гамма колорита говорит о нежности Мадонны к сыну и о грусти о том, какая горестная земная судьба впереди у этого ребенка.

Картина из собрания ASG изображает классический канонический сюжет и так же традиционна по композиции: близость трех персонажей подчеркивает геометрия круга, проходящего через вершины голов, плечо и локоть Иоанна Крестителя, округленную спинку и левое (близкое к краю формата) колено Младенца Христа.

Музыкальная пластика горизонтальной «полосы», проходящей по центру описанного круга состоит из «V»-образных движений плеча и предплечья Мадонны, Иоанна Крестителя и зеркального к этим движениям положения рук младенца Христа. Таким образом, три «V» - образных фигуры горизонтально проходят по диаметру круга. Для читателя, не знакомого с фиксированным в науке о композиции термином «линейная пластика» будет, возможно, интересно узнать, что линии в живописных и графических композициях могут «танцевать» и своей пластикой создавать «музыкальные пластические ходы». Попутно можно отметить, что в музыке композиционная сторона намного более разработана, так как она абстрактна и «не фигуративна» в сравнении с живописью.

Линейная пластика «музыкального характера» возникает автоматически в результате выражения в композиции закона ритма. Если ритмика диагональных линий в композиции выражена, то возникает и музыкальность линейной пластики.


Закон307
Схематический рисунок Мирхасанова Р.Ф. Закон композиции – ритмика диагоналей и
их следствие – проявление такого свойства композиции как пластики линий


Не стоит удивляться геометрическим построениям композиции полотен мастеров прошлого. Они традиционно «росли» на канонах геометрической композиции иконописи, Раннего Возрождения. Ярким примером подобного «сплава» являются работы Эль Греко, который в прямом смысле «вырос» из иконописи.


Греко308
Эль Греко. Святое семейство


Время в композиции – это свойство композиции интересно решено в росписи Мазаччо «Чудо со статиром», когда в одной росписи изображены три разновременные сцены и трижды повторен главный герой этих трех сюжетов – Святой Петр (статир – античная монета, другое название картины «Чудо с динарием»).

Учителями гениального Мазаччо, который прожил на свете всего 28 лет, были Брунеллески и Донателло. Сохранились сведения о дружбе Мазаччо с этими двумя выдающимися мастерами раннего Возрождения: вероятно от Брунеллески у Мазаччо знания и практика работы с линейной перспективой, от Донателло же он взял осязаемую скульптурную лепку и статуарное величие, достоинство изображенных фигур.


Мазаччо309
Мазаччо
Чудо со статиром (1427-28 гг.)
Церковь Санта-Мария дель Кармине, Флоренция


Время как свойство композиции использовано и в полотне Микеле Тозини. Образ единства данных персонажей в живописи настолько силен, канонически утвержден, что зритель не задумывается, что младенец Иисус и младенец Иоанн Предтеча не могли встретиться в реальности. Два важнейших персонажа Евангелия представлены здесь как символы христианства и мученической смерти. Смерть их произойдет много лет спустя после изображенной здесь младенческой поры. Но жесты и взгляды героев данного полотна говорят не только об их духовной связи, но и о переплетении их жизненных судеб.

В Евангелии от Луки рассказывается о «встрече» Иоанна Крестителя с Иисусом, когда оба еще находились в материнском чреве. При приближении Пресвятой Девы, носившей в себе Спасителя, младенец Иоанн «взыграл» во чреве матери. До встречи на берегу реки Иордан, когда Иисус пришел креститься, Иоанн с Иисусом знакомы не были…

Глубокая формальная сфера в изобразительном искусстве старых мастеров – неисчерпаемый источник для изучения и творчества, поскольку позволяет говорить не только о том, «что» изображено, но и «как» это было сделано. Шедевром произведение делает величие замысла и виртуозность исполнения.



Рустем МИРХАСАНОВ

Поделиться: