decor
Следите за нашими новостями

Новости культуры

СМИ о нас

Подписка на новости

Я хочу получать интересные материалы

Потвердите подписку перейдя по ссылке в письме.
Произошла ошибка. Попробуйте еще раз.
Читать онлайн Читать онлайн

«Кисть, облитая слезами»

23.01.2019

Вдохновительницей прогрессивных женщин-художниц, внесших свой значительный вклад в мировую историю изобразительного искусства, по праву принадлежит итальянской женщине-художнице, монахине и католической святой – Святой Екатерине Болонской (1413-1463). Ее благословение открыло путь в искусство таким замечательным женщинам эпохи Ренессанса, как Лавиния Фонтана (1552-1614), Барбара Лонги (1552-1638), Феде Галиция (1578-1630), Артемизия Джентилески (1593-1652), Джованна Фрателини (1666-1731), Тереза дель По (1649-1716) и Элизабетта Сирани (1638-1665), произведением которой располагает Большое собрание изящных искусств ASG.

Элизабетта Сирани родилась в Болонье 8 января 1638 года, ей суждено было стать старшей из четырех детей в артистической семье Маргариты и Джованни Андреа Сирани (1610-1670). Ее отец был художником и гравером болонской школы, а также торговцем искусством. Мастерству живописи он сначала обучался у Джакомо Каведоне (1577-1660), а затем стал работать в школе Гвидо Рени (1575-1642), став одним из преданных ему учеников и помощников.


Сирани362
Элизабетта Сирани (1638-1665)
Аллегория живописи (Автопортрет, 1658 г.)
Холст, масло
Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва


После смерти Гвидо Рени в 1642 году Джованни Андреа основал собственную школу в Болонье, где первой ученицей была его дочь Элизабетта, но произошло это не сразу. Поначалу отец Сирани не был склонен глубоко учить свою дочь искусству живописи и относился к этим занятиям скептически. Чтобы овладеть мастерством художника, Элизабетта Сирани, кроме техники живописи, изучала классическое искусство прошлых веков, очерки истории Библии, Древней Греции и Рима, языческую мифологию; знакомилась с лучшими холстами и скульптурами XVI-XVII столетий в своем родном городе, а также во Флоренции и Риме. Мастерство живописца Элизабетта оттачивала и под влиянием творчества художников: Аннибале Карраччи (1560-1609), Лоренцо Пазинелли (1629-1700), Микеле Десублео (1602-1676), Симоне Кантарини (1612-1648) и Карло Чиньяни (1628-1719). Правда, в отличие от мужчин, имевших право обучаться живописи, она не могла изучать мужскую обнаженную натуру, поэтому искусствоведы считают её изображения мужчин небезупречными.


Тимоклея363
Элизабетта Сирани
Тимоклея, сталкивающая в колодец своего насильника (1659 г.)
Холст, масло
Национальные музей и галерея Каподимонте, Неаполь


Неимоверную поддержку Сирани в ее карьере оказывал граф Карло Чезаре Мальвазиа (1616-1693), друг семьи и влиятельный искусствовед и коллекционер. Он стал также ее биографом и мудрым наставником. Это он, увидев рисунки Элизабетты, сказал Джованни Сирани, что девочке необходимо заниматься живописью, после чего тот принял дочь в мастерскую.


Эскиз364
Элизабетта Сирани
Три музицирующих ангела (эскиз)


Впоследствии Карло Чезаре Мальвазия включил биографию Элизабетты Сирани в свою известную книгу «Жизнь художников Болоньи», впервые опубликованную в 1678 году, где он хвалит оригинальность ее композиций, стиль письма, быструю манеру работы и профессионализм, противопоставляя Лавинии Фонтана, ранней болонской художнице, которую он называет робкой.

Элизабетта Сирани была не только преемницей мастерской своего отца, она также была учителем многих, особенно способствуя развитию женщин-художников в период Ренессанса. Она обучала в том числе ее младших сестер Барбару и Анну Марию (1645-1715), которые тоже стали художницами, и, по меньшей мере, двенадцать других молодых женщин в неофициальной художественной школе, которую она основала в возрасте 14-ти лет. Это была первая школа живописи для женщин за пределами монастыря в Европе, которая была инклюзивной для женщин, не зависимо от того, были ли они дочерьми художников или нет, им в любом случае были доступны уроки.

Вскоре Элизабетта встала во главе семейной мастерской, в управлении которой ей помогали сестры Барбара и Анна Мария, после того, как в 1654 году отец отошел от живописи, изувеченный артрозом и подагрой, от чего исчезла гибкость в руках и болели суставы пальцев. С этого времени она стала основным кормильцем семьи, зарабатывая на жизнь домочадцев своей живописью. Она даже открыла собственную студию в Болонье, которая успешно существовала благодаря многочисленным частным заказам и прогрессивной атмосфере Болоньи, где принимали и отмечали женщин-художников.

Поэтому уже к семнадцати годам Элизабетта стала вполне сложившимся живописцем и гравёром, а благодаря своим учителям разработала свой особый стиль. Изучая картины Рени, она взяла от него лиризм и некоторые принципы композиции, у отца переняла любовь к темным, насыщенным тонам декора и украшений, доминирующих в палитре итальянской моды, добавив ко всему более драматические контрасты света и тени, виртуозные мазки и более яркие цвета. Наибольшее сходство ее произведений можно найти в работах живописцев Лодовико Карраччи (1555-1609), Джованни Франческо Барбьери (Гверчино) (1591-1666) и Симоне Кантарини (1612-1648).

Одним из наиболее интересных фактов о Сирани является то, что она отличалась уникальной способностью писать картины быстро. Работ было так много, что многие сомневались, что она сама их все нарисовала, ходили слухи, что значительная часть принадлежит ее отцу. Для опровержения этих обвинений, художница многие из своих работ рисовала на публике, вживую, перед большими толпами зрителей, среди которых было немало ее поклонников. Техника письма была не обычной для того времени: сначала она обрисовывала предметы с помощью быстрого наброска, а затем раскрашивала их акварелью. В находчивости и изобретательности Сирани среди других итальянских женщин-художников не было равных, она начала подписывать свои произведения, в то время как ее коллеги-мужчины этого не делали, тем самым обезопасив себя от сомнений в авторстве.


Аллегория365
Элизабетта Сирани
Аллегория астрономии


В возрасте 19 лет Элизабетта была уже очень популярной художницей. Ее многочисленные работы затрагивают также и исторические и библейские повествования, часто с изображением женщин.


Портрет366
Элизабетта Сирани
Портрет Винченцо Фердинандо Рануцци в образе Амура (1663 г.)
Варшава


Сирани также была первой женщиной-художницей, специализирующейся на исторической живописи, самом авторитетном жанре, которому следовали многие женщины-художницы, которых она обучала. Специализация Элизабетты в исторической живописи сильно отличает ее от других женщин-художников того времени, которые обычно писали только натюрморты.

В 1657 году Элизабетта Сирани получила общественное признание, а официальная церковь со своей стороны дала высокую оценку ее религиозным картинам, после чего ей было поручено написать картину «Крещение Иисуса Христа в реке Иордан» (1658) для церкви Чертосини в Болонье. В этом же году она подготовила украшения нефа для церкви Сан Джироламо, а также для приходской церкви Успения в Борго Панигале. Ее произведения украшают по крайней мере 13 алтарей.


Фреска367
Элизабетта Сирани (1638 - 1665, Италия)
Крещение Иисуса Христа в реке Иордан, 1658
Фреска в церкви Чертосини (Болонья)


Около 1660 года она начала уделять большое внимание небольшим религиозным картинам, в частности, «Богородице с младенцем и святым семейством», которые были чрезвычайно популярны среди частных коллекционеров и принесли ей большую известность не только в Болонье, но и во всей Европе. Ее картины пользовались спросом среди благородных, богатых покровителей, даже королевских кровей, таких, например, как Великий герцог Козимо III Медичи.

В 1660 году она была принята в Академию Святого Луки в Риме.

Одну из самых известных Мадонн – «Мадонна с младенцем» (1663), она написала для Паоло Поджи. На темном фоне младенец подбрасывает гирлянду роз на голове своей матери.


Мадонна368
Элизабетта Сирани
Мадонна с младенцем (1663 г.)
Национальный музей женщин в искусстве, Вашингтон, округ Колумбия


Всепоглощающий круговорот событий в жизни молодой и успешной художницы, повышенная ответственность о благополучии семьи не позволили Элизабетте устроить свою личную жизнь, поэтому она никогда не была замужем, несмотря на ее яркую индивидуальность, живой характер и доброжелательный нрав. Существует легенда, что отец мешал дочери создать семью, однако, это не доказано. Историки искусства также отмечают элементы мазохизма художницы в своей самооценке, предполагая утомление Элизабетты повседневной жизнью, наполненной только творчеством, которое практически не оставляло времени для друзей и отдыха.

В Большом собрании изящных искусств ASG хранится живописное произведение итальянской художницы XVII века Элизабетты Сирани (1638-1665) на евангельский эпизод «Христос в терновом венце» («Се человек»).


0675
Сирани, Элизабетта
Христос в терновом венце
Италия, XVII в.
Холст, масло, 65×50 см
БСИИ ASG, инв. №04-0675


Иконографическое изображение Христа в терновом венце стало очень популярным в католической церкви еще с XIII века. Увенчание Христа терновым венцом было одним из видов насмехания над Ним, учиненного римскими воинами. Корона, или венец, была древним символом силы, правления и почета. Сделать ее из терновника вместо листьев лавра, использовавшегося римлянами для плетения венков героям и поэтам, было одним из актов глумления над Христом. Помимо тернового венца, надетого на голову Иисуса, на его плечи накинута красная материя – багряница, чтобы тот больше походил на вымышленного монарха. Цвет материи здесь также не случаен. Красный – не только цвет крови, которая совсем скоро будет пролита Иисусом. Красный также всегда считался символом крепкой, могущественной монархии. Но на этой работе красная накидка – это лишь издевка и насмешка.

Стиль Сирани близок к Гвидо Рени – он идеализирован, сентиментален, с сильной светотенью и прекрасным колоритом. Христос отличается правильностью рисунка, благородством композиции и деликатностью письма. Он предстает перед зрителем с откинутой в наклоне влево головой, закатившим глаза и приоткрыв рот. От головы Христа исходит божественное сияние...

Сирани часто выбирала менее известные сюжеты для своих картин, а ее уникальная интерпретация иконографии получила похвалу от ряда современников.

В августе 1665 года, в возрасте 27 лет, Элизабетта Сирани внезапно скончалась. Причиной такой скоропостижной кончины было начало острого перитонита, который развился от язвенной болезни желудка. Это могло быть результатом сильного стресса, которому она подверглась после того, как ей было поручено обеспечивать всю свою семью.


Катафалк369
Катафалк Элизабетты Сирани, 1665


Торжественную мессу по угасшей отслужили через два с половиной месяца после её кончины, в ноябре 1665 года в капелле Гвидотти Базилики Св. Доминика в Болонье. Останки умершей были упокоены рядом с прахом Гвидо Рени. Катафалк в затянутой чёрным капелле представлял собой изготовленный под мрамор древний Храм Славы со скульптурным изображением художницы в натуральную величину с кистью и палитрой в руках. Траурную речь «Кисть, облитая слезами» произнес достопочтенный Джованни Луиджи Пичинарди.

Элизабетта Сирани создала более 200 картин, 15 офортов и сотни рисунков, что сделало, особенно учитывая раннюю смерть, ее чрезвычайно плодовитой женщиной-художницей.

Среди ее учеников были Вероника Фонтана, позже известная по всей Италии как первоклассный гравер по дереву; Катерина Пеполи и Мария Елена Панцакки, Камелия Лантери и Лукреция Форни, которые специализировались на крупномасштабных религиозных картинах. Вероника Франки, чье пристрастие было к мифологическим сюжетам, наконец, была и Джиневра Кантофоли, представленная во время ее карьеры в качестве врага и соперника Сирани.



Елена ВЛАСОВА

Источники:
wikipedia.org
liveinternet.ru
livejournal.com
lezpop.it
livejournal.com
opisanie-kartin.com
school-collection.edu.ru

Поделиться: