decor
Следите за нашими новостями

Новости культуры

СМИ о нас

Подписка на новости

Я хочу получать интересные материалы

Потвердите подписку перейдя по ссылке в письме.
Произошла ошибка. Попробуйте еще раз.
Читать онлайн Читать онлайн

ЗАГАДКА ПОРТРЕТА «БОГА ЦВЕТОВ»

25.12.2019

В Большом собрании изящных искусств ASG имеется портрет, поступивший туда как работа последователя Питера Лели «Кающаяся Мария Магдалина». Искусствоведами Международного института антиквариата высказано предположение, что на полотне изображена Элеонора Гвин – одна из первых профессиональных актрис Европы, бывшая кумиром любителей театра Англии, среди которых был и сам король. В историю театра Элеонора Гвин вошла как первая характерная актриса, а портрет из БСИИ, возможно, выполнен учеником Питера Лели Симоном Верелстом, со дня рождения которого исполнилось 375 лет.

Симон Питер Верелст (1644-1710) был голландским художником Золотого века. Он родился в Гааге в семье художника из Антверпена Питера Харменса Верелста. В 1642 году тот поселился в Гааге, где стал видным членом гильдии Святого Луки.

Вместе со своим братом Германом Симон Верелст учился в «Братстве живописцев», учрежденным отцом в 1663 году. Через пять лет Симон переехал в Лондон, где оставался до конца жизни. Он поселился возле рынка Сент-Джеймс, там его увидел Самуэль Пепис – влиятельный английский чиновник по морскому ведомству, автор знаменитого дневника о повседневной жизни лондонцев периода Стюартовской Реставрации. В нем 11 апреля 1669 года он пишет, что посетил некоего Лоутена, который «случайно направил нас к художнику, который был тогда в доме с ним, недавно приехавшему голландцу, одному Евересту [sic], который привел нас в свое жилище поблизости и показал нам маленький цветочный горшок своего рисунка, самое прекрасное, что я когда-либо видел в своей жизни; капли росы висят на листьях, так что я снова и снова был вынужден приложить к нему палец, чтобы почувствовать, обмануты ли мои глаза или нет. Он спрашивает 70 л. для этого; Я имел тщеславие, чтобы предложить ему 20 л. Но лучшей картины я никогда не видел за всю свою жизнь, и стоит увидеть ее за двадцать миль».

Цветы528
Верелст, Симон Питер
Цветочный натюрморт

Розы529
Верелст, Симон Питер
Подсолнух, тюльпаны, розы и другие цветы
в стеклянной вазе на столешнице
Холст, масло, 107,8×88,6 см

Цветочные натюрморты Верелста быстро стали модой. Он считался самым опытным из голландских натюрмортистов в Лондоне до появления там Жана-Батиста Маннуайе (1636-1699) в 1690 году. В сравнение с Маннуайе, который рассматривал главным аспектом картины исключительно декоративность цветка, работы Верелста уходят своими корнями в традиции натюрморта в стиле ванитас. На фоне цветочного богатства картин в целом, роз, тюльпанов и других цветов, часто присутствуют штрихи, которые напоминают о скоротечности жизни и в то же время свидетельствуют о необычной виртуозности художника. Это капли воды, которые нарисованы на листьях и лепестках, упавший лепесток на мраморный стол и – особенно – насекомые (мухи, бабочки, жуки), написанные чрезвычайно реалистично. Благодаря покровительству герцога Йоркского и Бэкингема, Симон Верелст получал множество заказов от высокопоставленных лиц, и эти работы стали ему рекламой на долгие годы. Благодаря тем же покровителям он обратился вскоре и к портретной живописи, создавая работы, неизменным признаком которых являлось цветочное убранство интерьера, например, портрет юной леди.


Юная530
Верелст, Симон Питер
Портрет юной леди (1690)


Новизна течения стала модной, и за услуги Верелста охотно боролись двор и дворянство. Портреты с цветочными аксессуарами, заметными в композиции, украшают сегодня многие частные коллекции.

Из Лондона он предпринял поездку в Париж и даже работал во Франции некоторое время. Работы его находятся в Брауншвейгской, Мюнхенской, лондонской Королевской коллекции и многих других галереях.

Благодаря своим портретам и натюрмортам Верелст получил такую известность, что это негативно отразилось на его психике. Он начал называть себя «богом цветов» и «королем живописи», страдать приступами необузданной агрессии, и в итоге был помещён в сумасшедший дом, из которого вышел, по некоторым данным, лишь незадолго до своей смерти. Скончался художник в Лондоне, однако точная дата его смерти не известна. По одним источникам это произошло в 1710-ом, по другим – в 1721 году.


1790
Верелст, Симон Питер (?)
Элеонора Гвин (?) в образе Марии Магдалины
Англия, 80-е гг. XVII в.
Холст, масло, 51,5×65 см
БСИИ ASG, инв. №01-1790


В Большом собрании изящных искусств ASG хранится портрет, загадка которого объединила имена Симона Верелста и его учителя Питера Лели. В собрание работа поступила как произведение последователя английской школы XVIII века Питера Лели «Кающаяся Мария Магдалина». В процессе искусствоведческого анализа искусствоведом Михаилом Яо была высказана версия, что этот портрет принадлежит кисти Симона Верелста и изображена на нем актриса Нелл Гвин в образе Марии Магдалины. Верелст множество раз писал Нелл Гвин в сценических образах.

Челси531
Верелст, Симон Питер
Нелл Гвин
Королевская больница, Челси

Нелл532
Верелст, Симон Питер
Портрет Нелл Гвин

Один из портретов этой влиятельной особы, которой не смел противиться сам король Карл II, хранится в Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан. Правда, там он атрибутирован как портрет неизвестной, а его авторство принадлежит Питеру Лели.


ГМИИ533
Лели, Питер
Портрет неизвестной
Холст, масло, 63×47 см
ГМИИ РТ, Казань


Сэр Питер Лели (1618-1680) был художником голландского происхождения, но его творческая жизнь прошла в Англии, где он стал главным придворным портретистом.


Автопортрет534
Лели, Питер
Автопортрет (1660)
Холст, масло


Питер ван дер Фес (настоящее имя художника) родился в Вестфалии, где его отец служил офицером в вооруженных силах курфюрста Бранденбурга. По слухам, он принял фамилию «Лели» (иногда пишется Лилли) от лилии на фронтоне дома, где родился его отец, в Гааге.

Лели изучал живопись в Гарлеме, где он, возможно, был учеником Питера де Греббера, одного из ярких мастеров Золотого века голландской живописи, сумевшего не затеряться среди таких гениальных современников, как Рубенс и Рембрандт, и чья работа «Аман и Артаксеркс» украшает коллекцию голландской живописи периода классицизма БСИИ ASG.


2223
Греббер, Питер Франс де, круг
Аман и Артаксеркс
Голландия, ок. 1650 г.
Холст, масло, 65×83 см
БСИИ ASG, инв. №04-2223


Лели стал мастером гарлемской гильдии Святого Луки в 1637 году, а 1643 году перебрался в Лондон. Его ранние английские работы, в основном мифологические, религиозные или портреты, изображающие пасторальный пейзаж, демонстрируют влияние ван Дейка и в целом голландского барокко. Портреты Лели были хорошо приняты, и он сменил ван Дейка (который умер в 1641 году) в роли самого модного портретиста Англии. Лели стал почетным членом королевской академии художеств в 1647 году, написав портрет короля Карла I. Его талант сохранил ему жизнь в годы революции, поскольку он писал Оливера Кромвеля. После реставрации Стюартов в 1660 году, Лели был назначен Карлом II первым придворным художником со стипендией в 200 фунтов стерлингов в год, столько же получал Ван Дейк в правление предыдущей династии. Спрос на портреты был таким высоким, что Лели и его большая мастерская создали настоящую художественную мануфактуру: Лели рисовал голову заказчика, а его ученики заканчивали портрет в одной из серии пронумерованных поз. В результате Лели стал первым английским художником, который оставил огромное наследие, хотя качество произведений варьируется.

Среди них присутствуют как редкие работы удивительного качества, так и грубые репродукции картин Лели, выполненные его помощниками, отличающиеся механическим воспроизведением костюмов, пейзажей, цветов и других атрибутов парадных портретов и отсутствием психологической характеристики персонажа. После смерти Лели в 1680 году его наследники наняли дюжину подмастерьев, чтобы подготовить к продаже множество незаконченных полотен, сложенных в мастерской. Именно эти картины, едва ли вообще помнящие руку Лели, украшали в XVIII-XIX веках коридоры особняков разорившейся аристократии.

Среди самых известных картин Лели – две серии: 12 портретов дам королевского двора, известных как «Виндзорские красавицы», и 12 портретов адмиралов и капитанов, сражавшихся во Второй англо-голландской войне, известных как «Флагмены Лоустофта».

Брук535
Лели, Питер
Фрэнсис Брук, леди Уитмор (ок. 1665)
Холст, масло, 124,4×101,3 см
Королевская коллекция – Дворец Хэмптон-Корт,
Ричмонд-на-Темзе, Лондон, Великобритания

Беркли536
Лели, Питер
Вице-адмирал сэр Уильям Беркли (1639-66)
Холст, масло, 127×101,5
Национальный морской музей
(коллекция Гринвичской больницы)

Эти серии отличаются тонким колоритом, искусной передачей фактуры предметов и тканей и атмосферой чувственной томности в портретах дам, и подчеркнутой грубоватостью и строгостью «морских волков».

В период с 1651 по 1680 годы Лели жил на центральной площади Ковент-Гардена. За год до смерти (1679) он был посвящен в рыцари. Лели был известен как тонкий ценитель искусства, его коллекция произведений старых мастеров, включая Веронезе, Тициана, Клода Лоррена и Рубенса, и невероятное число рисунков, была продана после его смерти по частям за внушительную сумму – 26 тысяч фунтов стерлингов. Некоторые произведения, которые были приобретены Лели из королевской коллекции Карла I, вновь были куплены Стюартами.

После смерти Ван Дейка Лели сумел стать самым технически виртуозным художником Англии, хотя его поздние работы отмечаются излишней вычурностью и снижением энергетического заряда.

Как настоящий художник, Лели умер у мольберта в Ковент-Гардене, когда писал портрет герцогини Сомерсетской и был похоронен в церкви Святого Павла.

Что касается портрета из БСИИ ASG, то его авторство с одинаковой вероятностью может принадлежать каждому из рассматриваемых нами художников. Отсутствие на портрете какого-либо декора и пейзажа может быть объяснено тем, что его действительно выполнили подмастерья «мануфактуры» Лели, возможно, уже после смерти мастера, стремясь выручить деньги за некогда принятый заказ. Работу мог выполнить и Симон Верелст, так как, во-первых, он множество раз писал Нелл Гвин, а во-вторых, более аскетичная композиция работы, по свидетельству современников, была характерна для Верелста последнего периода его жизни.



Светлана БОРОДИНА
Елена ВЛАСОВА

Источники:
britannica.com
wikisource.org

Поделиться: