decor
Следите за нашими новостями

Редкий сюжет из Ветхого Завета кисти Луки Джордано - Фа-Престо

27.10.2016

18 октября 2016 года на аукционе Доротеум проходила работа Луки Джордано (1634 – 1705) «Царь Давид и пророк Гад». Эстимейт картины составил 40,000 – 60,000 €, а продана она была за 42,500 €, превысив нижнюю границу оценочной стоимости. В Большом собрании изящных искусств ASG имеются как полотна самого высокоодаренного неаполитанца, чьи произведения есть практически в каждом крупном музее Европы, так и работы из его окружения.

Гад
Лука Джордано
«Царь Давид и пророк Гад», 1670-е гг.
Холст, масло. 182,5×165 см
18 октября 2016 г., Вена, аукцион Доротеум, лот 93
42,500 € (эстимейт 40,000 – 60,000 €)

Полотно написано на довольно редкий сюжет из Ветхого Завета (2 Цар. 24: 10-24). Чтобы наказать царя Давида, который, демонстрируя свою власть, провел перепись народа, Бог наслал болезни на Израиль вместе с ангелом-мстителем. Желая получить прощение за свой грех, царь обратился за помощью к своему другу пророку Гаду, посоветовавшему ему воздвигнуть алтарь во имя Бога, который положит конец страшным бедствиям. На картине изображен момент, когда Давид, чьи царские атрибуты – корона и мантия – лежат на земле, опускается на колени перед ангелом, изображенным по центру в верхней части. Пророк Гад указывает царю на ангела, а на заднем плане изображены умирающие от чумы израильтяне. Свет, исходящий от ангела, отражается на лицах и одеждах главных героев, создавая контраст с доминирующей коричневой палитрой, что усиливает драматизм сцены.

В атрибуции данной работы участвовало сразу несколько специалистов. С помощью цифровой съемки с высоким разрешением эксперту Джузеппе Скавиззи, специализирующемуся на творчестве Джордано, удалось установить дату создания картины, и отнести ее к 1670-м годам. Эксперт Вилмош Татраи установил сюжет. Аналог данной вещи, с идентичным сюжетом, был обнаружен в книге Винченцо Пачелли (V. Pacelli, Inediti e considerazioni, in: Studi di storia dell’arte n. 17, 2006, fig. 1). Кроме того, картина с подобной иконографией упоминается в труде известного венгерского историка искусств Андора Пиглера (1899 – 1992), как работа из церкви Эскориал, где художник работал последнее десятилетие XVII века (A. Pigler, Barockthemen: eine Auswahl von Verzeichnissen zur Ikonographie des 17. und 18. Jahrhunderts, Budapest 1974, vol. I, p. 160).

Джордано был одним из выдающихся представителей неаполитанского барокко. Он обучался живописи у Хусепе де Риберы (1591 – 1652) и на начальном этапе испытал влияние караваджизма. Он работал в Риме, Венеции, Парме, Флоренции и Падуе. В 1687 году Карл II Испанский пригласил Джордано в Мадрид, где он жил в течение 10 лет (1692 – 1702) и получил титул «кабальеро».

В Большом собрании изящных искусств ASG хранится две авторские работы Луки Джордано, четыре картины, выполненные художниками из его окружения и две – последователями. Среди них есть работы, как на мифологические, так и на религиозные сюжеты. В числе последних выделяется ранний образец творчества Джордано «Святой Антоний Великий», а так же картина его последователя «Опьянение Лота».

1933
Лука Джордано
«Святой Антоний Великий»
Италия, 1650-е гг.
Холст, масло. 170×119 см
БСИИ ASG, инв. №04-1933

Антоний Великий (ок. 251, Кома, Египет – 356, Дейр-Мари) – христианский святой, отшельник, считающийся основателем монашеского образа жизни. После смерти своих родителей раздал все свое имущество бедным и удалился в египетскую пустыню, где долгие годы прибывал в полнейшем уединении. Во время одной из эпидемий в Европе, которая, как полагают, была рожистым воспалением, пострадавшие вымаливали лекарства с именем Антония на устах, поэтому болезнь эта получила название «антонов огонь». На картине Луки Джордано святой изображен бородатым старцем, совершающим молитву посреди пустыни, а закатный пейзаж с горами на заднем плане справа близок работе «Распятие апостола Андрея» из Национальной галереи Канады.

Андрей
Лука Джордано
«Распятие апостола Андрея», 1655 г.
Национальная галерея Канады

Вслед за своим учителем Хусепе де Риберой, Джордано изобразил Антония с подчеркнуто грубыми чертами лица простолюдина, одетого в домотканую рясу. Он пишет святого в момент духовного подъема. Тщательно прописанные старческие руки сложены на груди, а глаза устремлены к небу. Подобный молитвенный взгляд, направленный вверх часто можно встретить и на картинах Риберы, например, у «Отшельника» (Художественная галерея в Абердине, Шотландия) или «Апостола Павла» (Художественный музей Уолтерса, Балтимор), который так же, как и Антоний изображен с черепом и книгой.

Павел
Хусепе де Рибера
«Апостол Павел», ок. 1638 г.
Художественный музей Уолтерса, Балтимор

Полотно последователя Джордано из собрания ASG, вероятно, является фрагментом ранее утраченной композиции, поскольку согласно иконографическому канону западноевропейской барочной живописи Лота изображали с двумя дочерьми, пытающимися напоить и соблазнить своего отца.

3806
Лука Джордано, последователь
«Опьянение Лота»
Италия, XVII в.
Холст, масло. 72×64,5 см
БСИИ ASG, инв. №04-3806

В Книге Бытия рассказывается о том, как после бегства из Содома, Лот с дочерьми нашел убежище в пещере. Дочери Лота, думая, что на земле, кроме них, не осталось никого в живых, возлегли с отцом своим, чтобы продолжить род человеческий, предварительно напоив его (Быт., 19:30 – 38).

На картине из Большого собрания изящных искусств ASG изображен Лот, которого обнимает одна из его дочерей. Сознание отца еще не до конца замутнено вином, и он еще пытается отстраниться от дочери.

Алина БУЛГАКОВА
Светлана БОРОДИНА

Источники:
dorotheum.com
int-ant.ru

Поделиться: