decor
Следите за нашими новостями

Новости культуры

СМИ о нас

Подписка на новости

Я хочу получать интересные материалы

Потвердите подписку перейдя по ссылке в письме.
Произошла ошибка. Попробуйте еще раз.
Читать онлайн Читать онлайн

Политический контекст библейского сюжета

05.05.2017

Сюжет «Динарий кесаря» – один из наиболее популярных в истории мировой живописи. Противопоставление Бога как властителя душ и кесаря (славянская интерпретация титула цезаря) как наместника его на земле интересовала крупнейших художников – Тициана и Рубенса. В Большом собрании изящных искусств находится работа последователя Рубенса фламандского мастера XVII века на этот же сюжет.

В 1612 году Питер Пауль Рубенс (1577-1640) исполнил композицию на сюжет «Динарий кесаря». Картина эта ныне хранится в Музее изобразительных искусств Сан-Франциско и является одной из самых знаменитых религиозных работ мастера.

Рубенс42
Питер Пауль Рубенс
Динарий кесаря, 1612 г.
Дерево, масло. 144×190 см
Музей изобразительных искусств Сан-Франциско

Эпизод с динарием кесаря описан в трех книгах Евангелия (кроме Иоанна) и относится к периоду проповеди Христа в Иерусалиме. Недовольные разоблачениями со стороны Иисуса, фарисеи решили скомпрометировать и погубить его руками римлян. Для этого они подослали одного из фарисеев к Христу с динарием – серебряной монетой. Пришедший фарисей протянул монету Христу и спросил его: «Учитель! мы знаем, что Ты справедлив и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице, но истинно пути Божию учишь. Позволительно ли давать подать кесарю или нет? Давать ли нам или не давать? (Мк. 12:13-17). Вопрос этот являлся ловушкой, смысл которой заключался в том, что если бы Христос сказал платить подати Риму, то его популярность среди патриотичных иудеев упала, и фарисеи смогли бы настроить против него народ. Если же Христос дал бы ответ, что подати платить не надо, то фарисеи могли расценить это как призыв к бунту и донести на него римским властям. Но Иисус, зная лицемерие фарисеев, попросил показать ему монету и спросил, что на ней изображено. Сбитые вопросом с толку, фарисеи отвечали, что на одной стороне изображен кесарь, а на другой стороне – один из древнеримских богов. И Христос сказал: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мк. 12:13-17). Потрясенные мудростью Христа, фарисеи в смятении удалились.

Данные слова Христа имели не только большое философское и нравственное значение, но и политическую подоплеку, поскольку противопоставляли Бога императору. Отныне государственная власть была десакрализована. Императору могут принадлежать лишь деньги, но не человеческая душа, помыслы и совесть.

В европейском изобразительном искусстве особый интерес к сюжету с динарием кесаря возник в XVI веке и объясняется он состоянием войны, которая тогда велась между императором Священной Римской империи Карлом V и Папой Римским. Кульминацией войны явилось разграбление Рима в 1527 году. Кроме того, слова «Воздайте Богу Богово, а кесарю кесарево» являлись лозунгом в борьбе с римскими папами, пытавшимися вернуть давно уже утраченную власть над Феррарой, формально входившей в число папских владений. В связи с этим, первыми, кто обратился к данному сюжету, стали итальянские живописцы, которые в начале XVI столетия из-за усугубляющихся противоречий жизни в Италии острее ощущали драматическое несовпадение гуманистических идеалов и окружающей действительности. Так, именно по заказу герцога Феррары Альфонсо д’Эсте в 1516 году Тициан (1488/1490-1576) исполнил полотно «Динарий кесаря», которое ныне хранится в Галерее старых мастеров Дрездена.

Тициан43
Тициан
Динарий кесаря, 1516 г.
Холст, масло. 75×56 см
Галерея старых мастеров, Дрезден

Тициан изображает всего две фигуры – Христа и фарисея, концентрируясь на психологическом состоянии героев, которых противопоставляет друг другу.

Совершенно иной развернутый вариант композиции избирает Рубенс. Его Христос оказался окруженным фарисеями в храме, чьи лица выражают самые разные чувства: от коварства и злобы до удивления и простодушной глупости. Палец Христа, указывающий вверх, означает: «Божие Богу». Христос Тициана никогда не коснется монеты, тогда как у Рубенса он взял ее с ладони фарисея. И если у Тициана во главе угла стоят атмосферность, духовная составляющая образов и тонкие психологические переживания, вызываемые этими образами у зрителей, то Рубенс – это, в первую очередь, богатство визуальных эффектов, роскошный и броский колорит, а также патетика жестов.

Гетти44
Питер Пауль Рубенс
Динарий кесаря
Музей Гетти
Фотография из открытого источника: gettyimages.ae

Картина Рубенса «Динарий кесаря» была в дальнейшем повторена его последователями большое число раз. Воспроизводили его композицию как в рисунке, так и масляными красками на холсте или дереве. В Национальной галерее искусств Вашингтона хранится рисунок последователя Рубенса, исполненный красным мелом, а многочисленные живописные работы фигурировали, в основном, на аукционных торгах. В частности, 15 апреля 2015 года на аукционе Dreweatts & Bloomsbury Auctions работа «Динарий кесаря» одного из последователей Рубенса была продана за £ 1400, при эстимейте в £ 1000-1500. Полотно это, вероятно, было обрезано с обеих сторон, в результате чего оказалось утрачено изображение фарисея в левой части, голова которого покрыта охровым плащом, а также поднятая вверх рука Иисуса.

Мел45
Питер Пауль Рубенс, последователь
Динарий кесаря
Красный мел, бумага верже. 30,5×39 см
Национальная галерея искусств, Вашингтон

Аукцион46
Питер Пауль Рубенс, последователь
Динарий кесаря, 1612 г.
Холст, масло. 72,5×108 см
15 апреля 2015 г., Ньюбери
Аукцион Dreweatts & Bloomsbury Auctions, лот 401
£ 1400 (эстимейт £ 1000-1500)

«Динарий кесаря» еще одного последователя Рубенса хранится в Часлтон Хаусе в Оксфордшире. По мнению исследователей [1], данная картина была написана с гравюры Лукаса Ворстермана (1595-1675) – одного из лучших граверов работ Рубенса и Антониса ван Дейка (1599-1641). Ворстерман исполнил гравюру с картины Рубенса «Динарий кесаря» в 1621 году. Ныне она находится в Британском музее.

Часлтон47
Питер Пауль Рубенс, последователь
Динарий кесаря, XVII в.
Дерево, масло. 77×102 см
Часлтон Хаус, Оксфордшир
Фотография из открытого источника: org.uk

Гравюра48
Гравюра Лукаса Ворстермана с картины Питера Пауля Рубенса
Динарий кесаря, 1621 г.
27×36 см
Британский музей, Лондон

На официальном сайте Британского музея гравюра Ворстермана воспроизводится в зеркальном отображении, видимо, для того, чтобы сблизить ее с картиной Рубенса. Об этом свидетельствует неправильное направление надписей в нижней и верхней частях, располагающихся справа налево. При верном воспроизведении гравюры фигура Христа окажется в левой части. В правильном положении ее можно увидеть в «Библии Бойера» (1791 год), иллюстратором которой является британский художник Роберт Бойер (1758-1834). Библия эта находится в музее города Болтона и состоит из 45 томов с 6330 гравюрами известных художников: Рафаэля, Рубенса, Дюрера и других.

Лукас49
Гравюра Лукаса Ворстермана с картины Питера Пауля Рубенса
из «Библии Бойера»
Иллюстрация 3854 [2]

Амстердам50
Питер Пауль Рубенс, последователь
Динарий кесаря
25 января 2005 г., Амстердам, аукцион Christie’s, лот 5
Эстимейт € 1 500-2 000

С гравюры Ворстермана было исполнено и полотно с аукциона Christie’s, выставленное на торги 25 января 2005 года в Амстердаме, а также картина из Большого собрания изящных искусств ASG.

3112
Питер Пауль Рубенс, последователь
Динарий кесаря
Фландрия, XVII в.
Холст, масло. 81×98,5 см
БСИИ ASG, инв. №04-3112

Данная картина поступила в собрание ASG без каких-либо атрибутационных сведений и экспертного заключения. На основании выявленных аналогов и явной близости композиции Рубенса, она была отнесена к одному из его последователей, работавших во Фландрии в XVII веке. О том, что полотно выполнено с гравюры Ворстермана, свидетельствует ее зеркальность картине Рубенса. Однако художник имел четкое представление и о живописной композиции выдающегося фламандца, поскольку колорит, фактура и внешний облик персонажей выдержаны довольно близко к картине Рубенса. Художник, исполнивший эту композицию, прошел хорошую школу, он точен и скрупулезен в написании деталей: горностаевого воротничка на шее фарисея в золотом одеянии, меховых оторочек на рукавах персонажа, протянувшего монету Христу, детали архитектурного декора из светлого камня в виде рокайля.

Рокайль51

Рукав52

Ворот53

Фрагменты картины «Динарий кесаря» последователя Питера Пауля Рубенса БСИИ ASG, инв. №04-3112



Полотно Рубенса «Динарий кесаря» послужило творческим стимулом для многих мастеров, не только в качестве копийного источника для граверов, рисовальщиков и последователей живописца, но и как объект разнообразных творческих вариаций и переосмыслений. Тот же Лукас Ворстерман исполнил еще один вариант гравюры «Динарий кесаря», включив в правую часть композиции изображения апостолов, которых нет в картине Рубенса. Это вольное дополнение не является фантазией самого Ворстермана. Гравер объединил в одну композицию две работы Рубенса – «Динарий кесаря» и «Христос передает ключи святому Петру». Картина Рубенса со святым Петром хранится в Берлинской картинной галерее, а гравюра Ворстермана с нее воспроизведена в той же «Библии Бойера».

Христос54
Питер Пауль Рубенс
Христос передает ключи святому Петру
Около 1614 г. 182,5×159 см
Берлинская картинная галерея

3731
Гравюра Лукаса Ворстермана с картины Питера Пауля Рубенса
из «Библии Бойера» (иллюстрация 3731)
Фотография из открытого источника: tumblr.com

Во второй вариант гравюры «Динарий кесаря», который был выполнен уже после 1621 года, Лукас Ворстерман перенес не всех персонажей композиции с передачей ключей святому Петру. Здесь мы видим только трех апостолов трех разных возрастов – юношу, зрелого мужчину и старика. Замечателен безмятежный образ юноши (вероятно, святой Иоанн) – обладателя нежной боттичеллиевской красоты.

Изо55
Гравюра Лукаса Ворстермана с картин Питера Пауля Рубенса
Динарий кесаря (после 1621 г.), 40×50,5 см
Музей изобразительных искусств Сан-Франциско

Известно, что Рубенс не одобрял подобных экспериментов со своими композициями. Ворстреман начал работу в его мастерской в 1617/1618 годах и вскоре стал лучшим гравером его картин. Именно в 1621 году между Ворстерманом и Рубенсом возникли серьезные творческие разногласия и споры по поводу авторских прав. Возможно, поводом для них стал именно этот комбинированный вариант гравюры «Динарий кесаря». Дошло до того, что адвокаты Рубенса обратились к официальным властям с ходатайством о защите художника от нападок Ворстермана. Ходатайство было удовлетворено.

В 1624 году Ворстерман перебрался в Англию, где работал под патронажем королевской власти и дворянства. Он вернулся в Антверпен в 1630 году и начал сотрудничать с ван Дейком. С 1638 года Ворстерман вновь вернулся к работе с Рубенсом. В пожилом возрасте он стал терять зрение и жил в нищете при поддержке антверпенской гильдии Святого Луки.

Как и многие талантливые произведения искусства, картина Рубенса «Динарий кесаря» стала источником вдохновения для нескольких поколений мастеров. В XVIII и XIX веках к данной работе обращались неоднократно. Практически каждый повтор этой композиции имеет славную историю создания, а полотно «Динарий кесаря» последователя Рубенса из Большого собрания изящных искусств ASG является одним из наиболее примечательных в коллекции фламандской живописи XVII века.

Подробный отчет об атрибутационном исследовании данной работы будет опубликован в 18 номере «Мира искусств».

Алина БУЛГАКОВА
Елена ВЛАСОВА (фотографии)

Источники:
org.uk
scribd.com

Поделиться: