decor
Следите за нашими новостями

Пугало, Цветок чертополоха и Ехидна

16.05.2017

В мае 2017 года исполняется 390 лет со дня рождения Виллема ван Алста – нидерландского художника эпохи барокко, одного из лучших мастеров натюрморта. В возрасте 16 лет он был принят в делфтскую гильдию Святого Луки, куда спустя десятилетие вступит его великий земляк Вермеер. Длительное время ван Алст работал в Италии, где выполнял заказы герцога Тосканского Фердинандо II Медичи.

В Большом собрании изящных искусств имеется полотно Отто Марсеуса ван Скрика, с которым ван Алст тесно сотрудничал, а также работа нидерландского художника Карела ван Вогелера, во многом биографически и творчески повторившего путь Виллема ван Алста.

Виллем ван Алст (1627 – после 1683) родился в Делфте в семье одного из руководителей магистрата, нотариуса Яна ван Алста, учился живописи у своего дяди, художника Эверта ван Алста. 9 ноября 1643 года он был принят в делфтскую гильдию художников Св. Луки. В 1645-1649 годах ван Алст живёт и работает во Франции, затем до 1656 года – в Италии, где был известен под именем Гильермо д`Оланда. Длительное время он находится во Флоренции в качестве придворного художника великого герцога Тосканского Фердинандо II Медичи.

Во Флоренции ван Алст встретился с голландскими художниками мастерами натюрморта Маттиасом Витхосом и Отто Марсеусом ван Скриком. Он вступает в «Клику живописцев» – ассоциацию северных художников, живущих в Италии, и от них получает прозвище Vogelverschrikker (Пугало). Ван Скрик, по прозвищу Ехидна, часто выполнял в натюрмортах ван Алста изображения насекомых. Судя по дате написания картины Виллемом ван Алстом «Натюрморт с фруктами», пчелу, соблазнившуюся медовым ароматом белого инжира, написал ван Скрик.

Виллем67
Виллем ван Алст
Натюрморт с фруктами (1653)
Частная коллекция

С 1657 года и вплоть до своей кончины художник живёт и работает в Амстердаме, вполне преуспевая. Судя по финансовым документам 1660-70-х годов, в этот период его работы выросли в цене более, чем в 20 раз.

В натюрмортах ван Алста часто встречается изысканный синий бархат. Мастер использует безумно дорогой лазуритовый пигмент, поэтому неслучайно его называют художником для аристократов, который включал в свои полотна предметы изысканного синего оттенка – плоды, цветы, текстиль. Этот ингредиент завозился из далекого Китая и его использование существенно повышало стоимость картин автора.

Сливы68
Виллем ван Алст
Сливы и персики на синем бархате
Музей Принсенхоф, Делфт

В истории мировой живописи Виллем ван Алст остался как выдающийся мастер натюрморта, превосходно владевший цветом и особым умением передавать на своих картинах изображения тканей, металлов, птичьих перьев и т.п. В настоящее время его полотна можно увидеть в крупнейших музеях и картинных галереях Амстердама, Берлина, Вашингтона, Дрездена, Вены, Мадрида, Парижа, Оксфорда и др.

Подобно другому уроженцу Делфта, Яну Вермееру, ван Алст обладал тонким колористическим чутьем, воздействие карминно-красного и чернильно-синего обеспечено не только находкой интересного тона каждого цвета, но и их взаимодействием.

В написании цветов чувствуется влияние Яна Давидса де Хеема, от которого ван Алст перенял свои коричневые фоны, обширную листву и то, каким образом стебель или ветвь занимает пространство картины. Однако его прохладная палитра цветов и зелени, усвоенная во время пребывания во Франции и Италии, деликатная и гармоничная образная организация элементов должны быть отнесены к собственным находкам. Наиболее важным вкладом ван Алста в жанр стало введение асимметричных мотивов, которые создают энергичные диагонали. Этот новый тип композиций вскоре подхватили его последователи. Более 60 натюрмортов художника сохранилось до наших дней.

Ваза69
Виллем ван Алст
Натюрморт с фруктами в позолоченной вазе
Холст, масло, 64х79 см

Один из них – «Натюрморт с фруктами в позолоченной вазе» – был продан на недавнем (25 апреля 2017 года) аукционе крупнейшего европейского аукционного дома Доротеум (Вена). При эстимейте картины 70-100 тысяч евро ее окончательная цена достигла 112,5 тысяч. Эксперты относят время создания картины после 1659 года, когда ван Алст перестал подписывать произведения итальянской версией своего имени – Гильермо д`Оланда.

Практически во всех натюрмортах художника, в том числе и приведенных здесь, присутствует метафизический план: земные дары даны в момент их наивысшей зрелости, за которой наступит неизбежное увядание.

Натюрморты ван Алста пронизаны светом, что при глухом фоне несколько стирает очертания предметов и усиливает ощущение окутывающего формы легкого сияния.

Дата его смерти неизвестна, но это было после 1687 года.

Работы Виллема ван Алста оказали влияние на дальнейшее развитие натюрморта в голландской живописной школе, к числу художников, развивавших его традиции вполне можно отнести Карела ван Вогелера. Он словно принял эстафету от ван Алста и стал одним из ведущих голландских художников-натюрмортистов второй половины XVII столетия.

Карел ван Вогелер (1653-1695) родился в городе Маастрихте, нидерландской южной провинции Лимбурга, там же он обучался художественному мастерству. В Нидерландах он был прозван Distelbloem (цветок чертополоха). Такие прозвища, как правило, сочетали излюбленную тематику художника и качества его характера, из чего можно предположить, что Вогелер был довольно колкого нрава.

Между 1671 и 1675 годами, как ван Алст и ван Скрик, переехал в Рим, где учился в студии знаменитого художника Карло Маратти (1625-1713), придворного живописца Людовика XIV. Если ван Алст писал четыре типа натюрмортов: цветочные композиции, фрукты, завтраки и композиции птиц, то Вогелер оставил после себя исключительно натюрморты с цветами и фруктами.

Характерным для стиля Вогелера является свободный, волнистый мазок и использование некоторых излюбленных цветов: красного, голубого, желтого, а также оттенков багряного. Все это мы видим в картине Вогелера из Большого собрания изящных искусств ASG «Цветочный букет в вазе». Кроме цветов чертополоха, в картине присутствует еще одна «визитная карточка» художника: блестяще написанные отцветающие полосатые тюльпаны. Вкупе с Х-образной композицией букета это позволяет предположить, что картина создана после приезда в Рим. В этот период Вогелер был увлечен творчеством натюрмортиста Марио Нуцци (1603-1673), прозванного Марио д' Фиори, и хотя он быстро перерос его влияние, большинством стал восприниматься как преемник великого мастера и заслужил прозвище Карло д' Фиори.

4826
Карел ван Вогелер
Цветочный букет в вазе
Голландия, вторая половина XVII в.
Холст, масло, 90х62,5 см
БСИИ ASG, инв. №04-4826

Как и в большинстве своих работ, Вогелер изображает здесь цветы, размещенными в вазе. На вазах часто изображены рельефные узоры, фигуры, что позволяет им выглядеть как самоценные декоративные объекты, а не просто контейнеры для цветов. Так и в произведении из БСИИ, несмотря на то, что оно нуждается в реставрации, вполне читаемы тусклый блеск серебра, богатая отделка вазы и ее изысканная форма.

Карел70
Карел ван Вогелер
Цветочный натюрморт
Вт. половина ХVII в.
Холст, масло. 99х74,5 см

Одно из произведений Вогелера – «Цветочный натюрморт» – был выставлен в аукционном доме «Корнерс» (Украина) в 2011 году с эстимейтом 50-80 тысяч долларов. Картина имеет подпись, расположенную на торце каменной столешницы: CAREL DE VOGELAR IN ROMEN. Эта подпись, сочетающая и голландские, и итальянские элементы языкового стиля, с большой вероятностью говорит о недавнем приезде молодого художника в Рим около 1674 года.

Известно, что художник посещал Лион и Париж, в остальное время он работал в Риме вплоть до своей ранней кончины в 42 года. Живописная манера Вогелера в изображении цветочных композиций оказала влияние на некоторых более молодых художников с севера, работавших в то время в Риме, таких как Кристиан Беренц и Игнацио Стерн, произведения которых также имеются в БСИИ ASG.

Произведения Карела ван Вогелера хранятся в Галерее Боргезе в Риме, Королевской галерее Маурицхёйс в Гааге и других художественных музеях Нидерландов, Италии и Франции.

Творчество Отто Марсеуса ван Скрика также на сегодняшний день по праву входит в сокровищницу мирового искусства, в январе 2016 года одна из его картин продана на аукционе Сотбис за 125 тыс. долларов (подробнее – здесь). Прозвище свое, Ехидна, художник получил за то, что после возвращения в Нидерланды в 1657 году занялся культивированием в болотистых угодьях различных растений, животных и насекомых с целью их написания. Именно такие персонажи изображены на картине из БСИИ «Натюрморт со змеей, лаской и бабочкой».

3436
Отто Марсеус ван Скрик
Натюрморт со змеей, лаской и бабочкой
Голландия, XVII в.
Холст, масло, 116×92 см
БСИИ ASG, инв. №04-3436

Светлана БОРОДИНА

Источники:
viardo.su
korners.kiev.ua
liveinternet.ru
livemaster.ru
books.google.ru
alexpainting.wordpress.com
fineartblog.ru
dorotheum.com

Поделиться: