decor
Следите за нашими новостями

«Подвижность неподвижного» - условный реализм парадного портрета

18.01.2017

Признанному мастеру французского парадного портрета XVIII века Клоду Арнульфи исполняется 320 лет. Жанр парадного портрета в этот период сохраняет тенденцию прошлого – раскрытие социальной роли портретируемого, подчинение индивидуального типическому. Одновременно в искусстве портрета зарождается обратная тенденция – психологизация личности через точно подмеченную деталь. Воплотить эти разнонаправленные тенденции удалось Клоду Арнульфи и его предшественникам Никола Ларжильеру и Гиацинту Риго, которых он считал своими учителями в искусстве.

Клод Арнульфи (1697-1786) прожил долгую и насыщенную жизнь, работая практически до последних дней и оставив после себя множество учеников. По утверждению самого Арнульфи, он родился либо в Гренобле, либо в Лионе в семье художника Карла Арнульфи, а детство провел во французской столице.

Первоначальное обучение Арнульфи получил в художественной мастерской отца, а затем отправился в Рим для продолжения учёбы у Бенедетто Лути (1666-1724), которому покровительствовал сам великий герцог Козимо III Медичи. Учениками Лути были также братья ван Лоо.

Довольно рано - в возрасте 25 лет – Арнульфи зарекомендовал себя талантливым портретистом в городе Экс-ан-Провансе, где прошла большая часть его творческой жизни.

В феврале 1732 года Арнульфи женился на Маргарите Обэ. В браке с ней родилось десять детей, семь из которых - сыновья. Однако выжил лишь один ребёнок.

В 1765 году по распоряжению герцога и пэра Франции Оноре Армана де Виллара, в Экс-ан-Провансе была организована новая школа рисования, которая стала известна как École de dessin d’Aix-en-Provence. Возглавил школу художник Шарль Марсель Онэ, а его заместителем стал Клод Арнульфи. В 1785 году, в связи с отъездом в Северную Америку, директор ушел отставку, и Арнульфи взял на руководство школой на себя. Однако, будучи к тому времени уже в преклонном возрасте (почти 88 лет), он выбрал себе в преемники молодого Жана-Антуана Константина, жанрового художника, мастера пейзажа.

За годы художественной и педагогической карьеры Арнульфи воспитал плеяду талантливых художников, уроженцев Экс-ан-Прованса.

Творческая жизнь Арнульфи продолжалась почти весь XVIII век и ему удалось внести значительный вклад в развитие французского парадного портрета. Вообще, европейский портрет XV-XVIII веков – одно из самых значительных явлений мирового искусства, не просто знак эпохи гуманизма, но и ее предтеча.

Назначение парадного портрета как жанра искусства – запечатление облика человека и его принадлежности к той или иной социальной общности. Обязательным условием портретной живописи, направленным на стимулирование интереса зрителя к произведению, является его динамика. Чаще всего она концентрируется в глазах портрета, также важно положение рук. Динамизм взгляда может быть выражен его направлением, обычно он находится на одной оси со взглядом зрителя. Именно так решен автопортрет Арнульфи.

Арнульфи
Клод Арнульфи. Автопортрет (1746)

Однако художник не просто смотрит на зрителя, он всматривается в него, приготовив папку с эскизами и карандаш для наброска. Пытливый взгляд художника заставляет зрителя смотреть на себя его глазами и пытаться угадать, какая черта внешности или характера будет доминировать в портрете? И этот диалог продолжается уже более двухсот пятидесяти лет. Арнульфи мастерски передает внутреннее состояние художника – его отрешенность, он уже нашел замысел портрета и прислушивается к своим ощущениям. Виртуозно выписаны невесомость батистовой сорочки, тусклый отсвет бархата халата, ворсинки меха, рыхлость пористой бумаги для эскизов и т.д.

Особую славу Арнульфи принесли парадные портреты военных, в том числе офицеров Королевского военно-морского флота Великобритании, в 1844 году стоявших в Тулоне. Не менее интересен портрет французского адмирала де Риго.

Адмирал
К. Арнульфи. Французский адмирал Луи-Филипп де Риго (1750)

Перед нами совсем еще молодой человек – модели на момент написания портрета нет и тридцати, поза его свободна и одновременно изящна – сказываются и потомственный аристократизм, и военная выправка. Несколько поколений семьи знатного французского рода де Риго де Водрёй служили на флоте. В 1746 году будущий французский адмирал, а тогда еще лейтенант, принимал участие в знаменитом морском сражении между английским и французским флотом, находясь на корабле, которым командовал его отец. Вероятно, орден, красующийся на его мундире, получен именно за это. О героическом событии напоминает и военный корабль, на фоне которого изображен портретируемый.

Портрет де Риго – образец одновременно парадного и психологического портрета. Мельчайшие оттенки душевного состояния модели отражены в его лице и особенно глазах – намек на полуулыбку кроется в выразительно очерченных губах, скрытая самоирония боевого офицера, подчиняющегося командам художника, легкая краска удовольствия от удачно завершенной кампании и королевской награды… Благодаря этим деталям мы сегодня «общаемся» с человеком, умершим несколько веков назад.

Как всякий большой художник, Арнульфи – тонкий психолог, он пишет портрет де Риго в возрасте 26 лет, не зная, что впереди у того множество военных походов, сражений, военная слава и почести, плен, вызволение из плена, кровавая революция, в которой де Риго до конца оставался верен королю. Когда разъяренная толпа устремилась в Версаль, де Риго в полной парадной форме вышел к ней и убедил повернуть ее обратно, обратившись к солдатам со словами: «Вы позволили разбойникам проникнуть в покои короля, когда сами давали клятву защищать его до самой смерти». Все это будет потом – через десятилетия, но основные свойства характера – достоинство, бесстрашие, благородство, верность – поняты и явлены нам художником.

Великолепно переданные детали костюма – бархатный камзол, невесомость кружев галстука французских офицеров - штейнкерка, тяжелый пудреный парик, тусклое золото шитья – подчеркивают истинный аристократизм модели, не замечающей их.

Произведения художника сравнивали с работами Гиацинта Риго (1659-1743) и Никола де Ларжильера (1656-1746). В Большом собрании изящных искусств ASG хранится три портрета, один из которых создан художником из окружения Ларжильера, а два других принадлежат кругу и мастерской Гиацинта Риго.

0828
Никола де Ларжильер, круг
Портрет Жана ле Камю
Франция, около 1700 г.
Холст, масло, 80×64 см
БСИИ ASG, инв. №02-0828

Никола де Ларжильер работал в историческом, портретном, пейзажном и натюрмортном жанрах. Обучался живописи у Антони Губо и испытал влияние Рубенса и Антониса ван Дейка. С 1682 года он работал в Париже, где посвятил себя портретной живописи. В 1686 году стал почетным членом Французской Академии, в 1722 – ее директором, а в 1743 – канцлером.

Портрет видного французского юриста XVIII века Жана ле Камю из собрания ASG был создан кругом мастера около 1700 года, когда сам Ларжильер находился на пике творческого пути. Одновременно с ним работал и Гиацинт Риго, в мастерской которого был исполнен один из лучших портретов Большого собрания изящных искусств ASG – «Портрет дофина Людовика, герцога Бургундского».

2216
Геоцинт Риго, мастерская
Портрет дофина Людовика, герцога Бургундского
Франция, XVIII в.
Холст, масло, 170×121 см
БСИИ ASG, инв. №04-2216

Людовик Бургундский (1682-1712) – дофин Франции с 1711 года и старший внук Людовика XIV. На портрете он запечатлен во время битвы при Ауденарде 11 июля 1708 года – решающем сражении в войне за испанское наследство. Людовик облачен в военные доспехи с голубой перевязью на груди. На его голове – длинный темный парик, а в руке подзорная труба, в которую он наблюдает за ходом сражения, разворачивающегося за его спиной.

Атрибуция данного портрета мастерской Геоцинта Риго довольно условна. Художник создал портрет Людовика Бургундского в 1703 году, а уже в 1704 году он был продемонстрирован на выставке в Лувре. Полотно имело настолько большой успех, что было повторено несколько раз. К примеру, в музее Версаля хранятся четыре его копии. И хотя атрибутированы они все как авторские вещи живописца, не исключено, что в их создании самое деятельное участие принимали огромные мастерские Риго. Мастерские эти были столь обширны и продуктивны, что когда живописец в 1694 году создал портрет Людовика XIV (Прадо, Мадрид), его подмастерья в последующие семь лет сделали 34 копии с него. Так и произведение из собрания ASG, учитывая его высокий уровень живописного исполнения, можно рассматривать как работу мастерской художника, созданную под контролем и, возможно, при личном участии самого Риго.

2907
Геоцинт Риго, круг
Портрет неизвестного в кирасе
Франция, около 1710 г.
Холст, масло, 80×63 см
БСИИ ASG, инв. №02-2907

Еще один портрет неизвестного в кирасе написан кругом Риго. Здесь перед нами погрудное изображение мужчины, облаченного в темную кирасу, белый кружевной галстук, красный плащ, а на голове – длинный светлый парик. И хотя портрет написан кругом живописца, в нем присутствуют лучшие черты творчества самого Риго – изысканный и сдержанный колорит, а так же внимание к деталям и психологическому состоянию модели, его военной выправке и достоинству.

Светлана БОРОДИНА
Алина БУЛГАКОВА
Фотографии Елена ВЛАСОВА

Источники:
academic.ru
narod.ru
wikipedia.org

Поделиться: