decor
Следите за нашими новостями

Новости культуры

СМИ о нас

Подписка на новости

Я хочу получать интересные материалы

Потвердите подписку перейдя по ссылке в письме.
Произошла ошибка. Попробуйте еще раз.
Читать онлайн Читать онлайн

История одной любви на полотнах из Большого собрания изящных искусств ASG

30.12.2014

В Большом собрании изящных искусств ASG есть два полотна, имеющих одинаковое название, – «Ринальдо и Армида». Эта любовная пара родом из итальянской рыцарской поэмы «Освобожденный Иерусалим» Торквато Тассо (Torquato Tasso; 1544–1595). В идеализированном рассказе о первом крестовом походе есть несколько любовных линий, главная из которых принадлежит христианскому воину и волшебнице-мусульманке.

1974452.JPG
Ринальдо и Армида Пьера-Анри де Валансьена (Франция, XVIIIвв.) (БСИИ ASG)

1974452.JPG
Ринальдо и Армида Виктора Оноре Янсенса (Фландрия, XVII–XVIIIвв.) (БСИИ ASG)

Маг и правитель Дамаска Хидраот посылает свою племянницу, первую красавицу Востока, Армиду в стан христиан. Она, словно троянский конь, соблазнами и хитростями должна отвлечь доблестных воинов от сражений. У чародейки – золотые волосы, алебастровой белизны кожа и яркий румянец на щеках. Она рассказывает о мнимом бегстве из дому, от властолюбивого и вероломного дяди, который готовил на нее покушение, и просит для сопровождения десять добровольцев. Ее волшебные слезы трогают воинов. Она проводит несколько дней в лагере, порабощая доблестных крестоносцев своей красотой и ревностью разобщая их. Не поддаются ее чарам только предводитель Готфрид, Танкред и Ринальдо. В споре о том, кто возглавит отряд в помощь царевне, норвежский вождь Гернанд оскорбил Ринальдо и пал от его меча. Ринальдо за свое преступление отправляется в изгнание.

Между тем, Армида отводит сонм своих защитников, число которых в несколько раз превысило запрашиваемое, в заколдованный замок. Лишенные волшебством оружия и плененные, они идут под стражей к египетскому царю, когда на пути им встречается изгнанник Ринальдо и освобождает их. Разгневанная крушением своих замыслов Армида готовится отомстить. На пути его следования она оставляет приманку: лодку и мраморную колонну на берегу реки. Надпись на колонне гласит:

«О путник! Кто бы ни был ты, случайность

Иль выбор твой привел тебя сюда,

Узнай, что на пути своем по небу

Таких чудес не озаряет солнце,

Какие ты на острове найдешь».

Исполненный любопытства, герой достигает острова и там засыпает, убаюканный пением нимфы. Армида находит спящего Ринальдо и уже не хочет его убивать, она влюбилась. Она уносит его в волшебный сад вечной весны. Там они проводят время в неге и блаженстве.

Тем временем крестоносцы переживают тяжелые времена. И их конечная победа зависит от возвращения Ринальдо, поэтому на его поиски отправляются три рыцаря. С божественной помощью они добираются до места и, дождавшись пока Армида отвлечется по своим колдовским делам, показывают Ринальдо его отражение в алмазном щите. Пристыженному возлюбленному противны собственные умащенные кудри и цветы, украшающие его меч. Он спешит вернуться к сражениям.Настигая его на берегу, Армида просит взять ее с собой как трофей или верного оруженосца. Пока возлюбленная в обмороке, Ринальдо покидает ее. Армида снова исполнена жаждой мести. И вот она уже в войске египетского царя, идущего с подкреплением к стенам Иерусалима, и предлагает себя в невесты убийце Ринальдо. Ввиду того, что она прекрасна, быстро находится множество охотников. Во время битвы Армида легко ранит Ринальдо стрелой, а он убивает всех ее защитников-сарацинов. Думая о неминуемом плену и позоре, Армида бежит с поля боя и пытается покончить с собой. Ринальдо спешит за ней и успевает отвести стрелу от ее груди. Герои примиряются на фоне триумфа крестоносцев.

1974452.JPG
Армида похищает спящего Ринальдо на картине Пуссена (1636 г., Пушкинский музей)

На полотнах из Большого собрания изящных искусств ASG герои изображены в момент их пребывания в волшебном саду Армиды. Картина Валансьена в большей степени соответствует литературному источнику. Нам не дадут ошибиться в интерпретации сюжета цветочные гирлянды, которыми увивает рыцаря красавица, колесница, безмятежность окружающей природы. На заднем плане резвятся то ли те же герои, уже без одежд, то ли пара разнополых путти. В работе Янсенса зрителю труднее найти признаки, позволяющие узнать персонажей. Да и фигуры многочисленных женщин и детей противоречат указанию Тассо на то, что соседями пары в волшебном саду были лишь звери и птицы. Может быть, автор изобразил эпизод, последовавший за финальным воссоединением влюбленных?

1974452.JPG
Ринальдо видит свой праздный и женственный образ в алмазном щите товарищей на французской шпалере XVII в. (аукцион Sotheby’s)

Армида – один из самых противоречивых женских персонажей мировой литературы. Она выступает орудием мрачных сил на пути подлинного благочестия, но в конце поэмы Торквато Тассо соединяет ее с Ринальдо. Несмотря на конфессиональную принадлежность и занятия колдовством, она оказывается достойной любви доблестного рыцаря. В ее образе – немало от античной богини, она своего рода очеловеченная и несколько потерявшая в могуществе Венера. В победе ее красоты и земной любви исследователи видят капитуляцию установок Контрреформации перед идеалами Возрождения.Возвышенные страсти героев поэмы вдохновили немало художников XVII–XVIII вв., преимущественно Италии и Франции. Среди них – такие великие мастера, как Никола Пуссен, Антонис ван Дейк, Франсуа Буше.

Марина ТОРШИНА

Поделиться: