decor
Следите за нашими новостями

Новости культуры

СМИ о нас

Подписка на новости

Я хочу получать интересные материалы

Потвердите подписку перейдя по ссылке в письме.
Произошла ошибка. Попробуйте еще раз.
Читать онлайн Читать онлайн

Венера и Адонис: история божественной любви

21.04.2015

Более трехсот лет назад в апреле родился голландский художник Николас Верколье, известный в России тем, что создал прижизненный портрет Петра Великого в период пребывания русского государя в Голландии. Портрет был атрибутирован специалистами в Государственной Третьяковской галерее. Сам же мастер пределы своей исторической родины никогда не покидал. В Большом собрании изящных искусств ASG хранится работа Верколье «Венера и Адонис».

1974452.JPG
Николас Верколье "Венера и Адонис" Голландия, XVII век. Дерево, масло. БСИИ ASG Инв.№ 04-2222

Николас Верколье был сыном художника и гравера Яна Верколье, который стал заниматься рисованием в детстве. Будущий живописец играл в дарст и поранил ноги, которые начали гноиться. Десятилетнему ребенку посоветовал сделать копии игральных карт художник и гравер Ян Бронхорст. Мальчик справился с задачей прекрасно, после чего начал самостоятельно изучать основы живописи. Ян Верколье был успешным художником, после женитьбы в 1672 году он переехал в Делфт, где  в 1673 году стал членом гильдии Святого Луки. Верколье Старший писал портреты, картины на исторические и бытовые  сюжеты. Умер Ян Верколье на пике славы, прожив всего сорок три года и оставив после себя трех дочерей и двоих сыновей – Николаса и Яна II, последние пошли по пути отца.

Николас Верколье работал в жанре портрета, создавал картины на различные сюжетные темы. Работал над гравюрами меццо-тинта. Это так называемая «черная манера» - вид гравюры на металле, основным отличием которой от других видов офорта является не создание углублений с помощью штрихов и точек, а выглаживание светлых мест на зернёной доске. В собрании Эрмитажа есть две работы Верколье – «Целомудренный Иосиф» и «Фамар и Амнон». «Венера и Адонис» из Большого собрания изящных искусств ASG представляет собой произведение на популярную в живописи и скульптуре историю любви Адониса и Венеры (Афродиты).

Все знают, что богиня любви родилась из пены морской около острова Киферы, после чего легкий ветер перенес ее на остров Кипр, где юные Оры окружили богиню, одели ее в прекрасные платья и увенчали венком из благоухающих цветов. Где ни ступала богиня – везде расцветали цветы. Венера олицетворяет собой божественную красоту и неувядающую юность. Ее спутники Оры и Хариты, богини красоты и грации, которые прислуживают ей. Венера будит любовь в сердцах богов и смертных. Благодаря этой власти она царит над всем миром. Даже боги не могут избежать ее власти.

Но богине любви не удалось избежать страданий. Ей пришлось оплакивать любимого ею Адониса, сына царя Кипра и Мирры. Адонис правил порядком вещей на земле.

Жил на Кипре справедливый и мудрый царь Кинир. Он родился в Библосе и перенес на Кипр достижения финикийской культуры. Кинир обучил жителей острова Кипр родной музыке, танцам и многим полезным ремеслам.

Кинир (Кинирас) - кипрский царь, сын Аполлона, отец Мирры (Смирны), отец и дед Адониса.

Однажды жена Кинира похвасталась, что ее дочь Мирра прекраснее самой Венеры. Богиня не стерпела такого оскорбления и внушила Мирре страсть к родному отцу. Однажды ночью, когда ее кормилица так напоила Кинира, что тот уже ничего не соображал, Мирра забралась к нему в постель.

Кинир, узнав о том, что его дочь обманом зачала ребенка, которого скоро должна была родить, от него же самого, так разъярился, что выхватил меч, и испуганная Мирра бросилась прочь из дворца.

Когда отец настиг ее у обрыва, Венера спешно превратила ее в мирровое дерево, и родительский меч расколол его ствол пополам. Из трещины выпал крошечный Адонис.

Венера, уже сокрушаясь о содеянном, заключила Адониса в ларец и передала его Персефоне - царице мертвых, попросив припрятать в укромном месте.

Сгоравшая от любопытства Персефона открыла ларец и обнаружила в нем Адониса. Он был так мил, что она взяла его на руки и отнесла в свой дворец, где и воспитала его.

Однажды Венера спустилась в Аид и спросила Персефону, что сталось с тем ларцом, что когда-то был ей дан на хранение. Персефона подозвала к себе юношу неземной красоты. Юный Адонис был так прекрасен, что Венера тут же загорелась страстью и потребовала вернуть его. Но Адонис уже был тайным любовником Персефоны, и та наотрез отказалась.

Тогда Венере пришлось обратиться к Зевсу. Но тот не захотел решать споры не поделивших красавца богинь и передал его на рассмотрение суду под председательством музы Каллиопы.

Та признала за Венерой и Персефоной равные права и решила, что он будет проводить время с каждой по очереди. Но чтобы Адонис имел отдых от посягательств любвеобильных богинь, Каллиопа разделила год на три равных части, одну из которых Адонис должен был проводить с Персефоной, вторую - с Венерой, а третью - по своему усмотрению.

Но Венера, пользуясь своей властью над любовью и поясом, сотканным из вожделения, пользовалась также и свободным временем юного бога, который по собственному желанию оставался с Афродитой.

Венера родила от Адониса сына Голга, основателя Голгов на Кипре и дочь Берою, основательницу фракийской Берои. Все время проводила Венера с возлюбленным. С ним охотилась Венера в горах и лесах Кипра, подобно деве Артемиде. Но иногда приходилось ей покидать возлюбленного, чтобы побывать на Олимпе. И Адонис охотился в одиночку.

Персефона же, узнав о том, что Венера нечестно проводит с Адонисом вдвое больше времени, решила отомстить. Она отправилась к любовнику Венеры Аресу и заявила ему, что Пеннорожденная предпочитает ему, великому Аресу-Эниалию, какого-то смертного, женоподобного, смазливого Адониса. Воспылав ревностью, но, не желая ссоры с Афродитой, Арес превратился в дикого вепря и направился к местам охоты соперника. Когда собаки Адониса напали на след громадного кабана, юноша радовался такой богатой добыче. Он не предчувствовал, что это его последняя охота. Вепрь набросился на него и смертельно ранил.

Когда Венера узнала о смерти Адониса, то, полная невыразимого горя, сама пошла она в горы Кипра искать тело любимого юноши. По крутым горным стремнинам, среди мрачных ущелий, по краям глубоких пропастей шла Венера.

Острые камни и шипы терновника изранили нежные ноги богини. Капли ее крови падали на землю, оставляя след всюду, где проходила богиня.

Наконец, нашла Венера тело Адониса. Горько плакала она над рано погибшим прекрасным юношей. Чтобы навсегда сохранилась память о нем, велела богиня вырасти из крови Адониса нежному анемону.

С тех пор эти два цветка стали растениями Афродиты, и влюбленные часто украшали себя венками из них.

Сжалился Зевс-громовержец над горем богини любви и велел он брату своему Аиду и жене его Персефоне отпускать каждый год Адониса на землю из печального царства теней умерших. С тех пор полгода остается Адонис в царстве Аида, а полгода живет на земле с богиней Венерой. Вся природа ликует, когда возвращается на землю к ярким лучам солнца юный, прекрасный любимец златой Венеры Адонис.

Эта история изложена по поэме Овидия «Метаморфозы», но сюжет пользовался популярностью во все времена. Например, у Лопе де Вега есть пьеса «Венера и Адонис», у И. Гундулича «Адонис» и т.д. Нашел свое воплощение миф и в поэзии, в частности, знаменитая поэма В. Шекспира с одноименным названием.

Адонис - один из самых популярных персонажей античной живописи (помпейские фрески, вазопись) и пластики (рельефы саркофагов, погребальных урн и др.). Европейское искусство обращается к мифу в средневековой книжной миниатюре (иллюстрации к Овидию). С начала XVI века миф находит воплощение во множестве произведений живописи; наибольшее распространение приобрели сюжеты: "Венера и Адонис" (Питер Пауль Рубенс, 1630), "Гибель Адониса" (Бакер Якоб Андрианс, 1650), "Венера оплакивает Адониса" (Холштейн Корнелиус, 1655). К мифу обращались Джорджоне, Тициан, Тинторетто, Аннибале Карраччи, Веронезе, Рени, Пуссен и другие художники. В XVIII-XIX столетиях миф находит воплощение главным образом в пластике ("Венера и Адонис" скульптуры Антонио Кановы и Бертеля Торвальдсена; "Умирающий Адонис" Огюста Родена).

На картине Николаса Верколье из Большого собрания изящных искусств ASG показана сцена, на которой Венера как будто что-то хочет сказать Адонису. Подобные же сцены мы можем увидеть на полотнах других западноевропейских художников. Венера на картине Верколье смотрит на Адониса с любовью, а внимательный зритель заметит и охотничьи атрибуты, такие как рог, изображены и собаки, конечно, присутствуют и традиционные «спутники» Венеры – купидоны.

Это не единственная картина на данный сюжет из Большого собрания изящных искусств ASG. Стоит сказать, что в коллекции хранятся еще три полотна, рассказывающие о любви Венеры и Адониса. Первое – это полотно французского художника Пьера Жака Казе. В центре экспозиции – Адонис, полулежащий на земле. Он облачен в синюю одежду, его взгляд обращен на парящую над ним Богиню Любви, которая одета в белое платье и красный плащ. Одной рукой она посыпает голову Адониса анемонами – цветами, которые выросли по легенде там, где пролилась кровь юноши. В нижней части изображена собака, стоящая на задних лапах. Наверху в облаках парит купидон с урной в руках, из которой льется нектар.

Второе – это полотно Анри Антуана де Фаванна с одноименным названием, в центре изображена Венера, обнимающая Адониса, который отстраняется от нее. Можно предположить, что это сцена, в которой богиня отговаривает юношу идти на охоту, так как предчувствует беду. Оба героя на картине одеты в золотистые одежды. Позади них – два амура. На заднем плане – деревья и облачное небо.

1974452.JPG
Анри Антуан де Фаванн "Венера и Адонис" Франция, XVIII век. Холст, масло. БСИИ ASG Инв.№ 04-2768(1)

И, наконец, третье - это полотно Жан-Жака Лагрене Младшего «Венера и Адонис», на котором показана трагическая смерть Адониса и горе Венеры, которая предупреждала возлюбленного об опасности, но он не послушал ее. На картине в центре две фигуры, непременные атрибуты сюжета – купидоны, позади героев – облака, две белых птицы и деревья. Надо сказать, что стилистически полотно близко работе А.П. Лосенко «Смерть Адониса» (1764 год).

1974452.JPG
Жан-Жак Лагрене Младший "Венера и Адонис" Франция, 1774 год. Холст, масло. БСИИ ASG Инв. № 04-0976(4)

Таким образом, по коллекции Большого собрания изящных искусств ASG можно проследить историю любви Венеры и Адониса: от счастья влюбленных до гибели молодого охотника.

Алина ЕРШОВА
Источники:
en.wikipedia.org
www.liveinternet.ru


Поделиться: