decor
Следите за нашими новостями

Новости культуры

СМИ о нас

Подписка на новости

Я хочу получать интересные материалы

Потвердите подписку перейдя по ссылке в письме.
Произошла ошибка. Попробуйте еще раз.
Читать онлайн Читать онлайн

«ВСЕ УЧЕНИЯ, ПОТРЯСАВШИЕ УМЫ, И ВСЕ СТРАСТИ, ПОТРЯСАВШИЕ СЕРДЦА»

19.10.2015

14 октября в крупнейшем конференц-центре – Korston Club Hotel Kazan – состоялось празднование 150-летия главной библиотеки республики – ныне Национальной республики РТ, в котором приняла участие редакция журнала «Мир искусств».

Идея создания публичных библиотек в губернских центрах России принадлежала Вольному экономическому обществу, от лица которого в апреле 1830 г. к правительству Николая I с соответствующим предложением обратился его президент, известный государственный деятель, адмирал Николай Семенович Мордвинов. Но фактически губернские публичные библиотеки стали открываться позже, когда к этому процессу подключилась элита общества – университетские профессора, меценаты, коллекционеры. Коллекции Алексея Оленина в С-Петербурге (теперь больше известного не как ученого, собирателя, первого директора Императорской публичной библиотеки, а как отца Аннеты Олениной – объекта неудачного сватовства А. Пушкина и адресата его стихотворения «Я вас любил…»), графа Румянцева в Москве, Ивана Второва в Казани положили основание крупнейшим публичным библиотекам, существующим и поныне. В Казани губернская публичная библиотека открылась в январе 1865 года.

1974452.JPG

На праздновании полуторавекового юбилея библиотеки присутствовали первый заместитель председателя Правительства РТ Алексей Песошин, директор Российской государственной библиотеки Александр Вислый, директор Российской национальной библиотеки Антон Лихоманов, представители Министерства культуры РФ, директора национальных библиотек ближнего и дальнего зарубежья.

Российский историк Василий Ключевский писал, что история – это фонарь, который освещает прошлое и тем самым позволяет заглянуть в будущее. Исторический период в 150 лет позволяет рассматривать будущее публичных библиотек без апокалиптических настроений, свойственных подчас обыденному сознанию. Созданные элитой общества для удовлетворения опять же элитарных потребностей – просвещения, интеллектуально насыщенного досуга, духовного общения и т.д. – в период демократических преобразований библиотеки стали активно использоваться широкими кругами, а теперь в эпоху интернет число читателей настолько снизилось, что вызывает разговоры о неконкурентоспособности библиотек в современных условиях.

Французский историк Фернан Бродель писал: "Когда какая-либо пища, долго бывшая редкой и вожделенной, оказывается наконец доступной массам, следует резкий скачок в ее потреблении, можно сказать, взрыв долго подавлявшегося аппетита. Но, оказавшись "популяризированным", этот вид пищи быстро теряет свою привлекательность. Таким образом, богачи осуждены подготавливать жизнь бедняков в будущем. И в последнем счете это служит им оправданием: они испытывают те удовольствия, которые немного раньше или немного позже станут достоянием массы".

Публичные библиотеки стали обыденностью, но значение их в век информационных технологий не утрачивается, хотя и меняется. Библиотеки, в отличие от интернет, - это место формирования индивидуального вкуса. Так, Александр Вислый рассказал об исследовании, проведенном Российской государственной библиотекой. В интернет есть половина книг из топ-списка в сотню изданий, если взять топ-тысячу – это уже только 70 и далее процент книг, которые можно найти в свободном доступе, только снижается.

1974452.JPG
Александр Вислый вручает директору НБ РТ Сююмбеке Зиганшиной копию карты Казани, хранящейся в отделе рукописей в РГБ, выполненную акварелью неизвестным художником в XIX векев

Александр Иванович согласился ответить на вопросы редакции.

- Михалков-Кончаловский сказал, что искусство живет не в интернете, а в галереях, Ирина Антонова постоянно подчеркивает, что впечатление от подлинника – размера картины, характера письма и т.д. – абсолютно иное, чем от копии. Книга – тиражированный объект, чем же она отличается от электронного аналога?

- Тем же, чем картина от электронной копии. Общение с книгой, когда мы видим текстуру бумаги, иллюстрации, общаемся с ней в неспешном режиме, перелистывая страницы, а не пробегая курсором по строчкам, обеспечивает глубину понимания. Как математик я знаю совершенно точно, что подготовиться к экзамену по математике с помощью интернет-источников невозможно.

1974452.JPG
Директор Российской государственной библиотеки Александр Вислый отвечает на вопросы редакции журнала «Мир искусств»

- Многие крупные библиотеки и музеи в стране и мире возникли на базе частных коллекций. Частные музеи возникают и сейчас, например, коллекция Алексея Сёмина в Казани, частный музей Виктора Вексельберга в Санкт-Петербурге, галерея Давида Якобашвили в Москве… Почему нет частных библиотек, за исключением библиотеки им. Николая Задорнова в Риге?

- К нам очень часто поступают предложения принять в дар личную библиотеку, подчас это известные люди, владельцы обширных книжных собраний. Мы отказываем, потому что все это у нас, как правило, есть, библиотека получает уже свыше ста лет два обязательные экземпляра. Коллекция произведений искусства, даже небольшая, она всегда уникальна, а библиотека таковой может стать, если содержит рукописи, инкунабулы и т.д. Мы советуем потенциальным дарителям передать ее в сельскую библиотеку, школу, туда, где ощущается книжный дефицит, а у нас она просто распылится в огромном многомиллионном фонде.

Разговор о специфике библиотек и музеев продолжился с советником Генерального директора Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы им. М. Рудомино (Москва) доктором исторических наук Ильей Зайцевым.

1974452.JPG
Известный российский тюрколог, доктор исторических наук Илья Зайцев руководил работой секции истории книги

- Всякий музей обязательно имеет библиотеку, большинство библиотек рано или поздно приходят к идее создания в своей структуре музея. Почему эти два института сосуществуют, но не сливаются?

- Они необходимы друг другу именно в силу обособленности, хотя сейчас существуют уже гибридные библиотеки-музеи. Но главное, чтобы стать музейным экспонатом, книга должна быть изъята из среды бытования, а в библиотеке она активно используется. Хотя в нашей библиотеке мы уже давно хотим создать музей книги, который позволит создать более интересную культурную среду, где книга будет не информационным феноменом, а артефактом – объектом полиграфического искусства, если печатная, и каллиграфического, если рукописная.

В рамках конференции состоялось интересное знакомство с еще одним специалистом - доцентом кафедры документоведения, истории и правового обеспечения Российского государственного профессионально-педагогического университета (Екатеринбург) Еленой Пироговой. Елена Павловна – член Национального союза библиофилов, государственный эксперт по культурным ценностям в области печатных и архивных материалов Уральского федерального округа; автор многочисленных статей и книг в области дворянской книжной культуры.

1974452.JPG
Елена Пирогова занимается изучением библиотеки Василия Татищева

Елена Павловна много лет занимается изучением истории библиотеки Василия Татищева, воссоздает ее по отрывочным сведениям, по отдельным экземплярам, попавшим после 1917 года в самые разные библиотеки – вузовские, городские, районные, сельские. Восстанавливая усадьбу Болдино, где великий историк в течение тридцати лет создавал Историю государства Российского, Инвестиционная группа компаний ASG не может обойти тему его личной библиотеки, в которой, наверное, были книги, служившие Василию Никитичу и на Урале. Восстановление, если не библиотеки Татищева, то хотя бы примерного каталога может стать совместным проектом историка Елены Пироговой и специалистов Международного института антиквариата.

1974452.JPG
Усадьба «родоначальника российской истории» Василия Татищева пока выглядит так. О проекте ее восстановления можно прочитать в журнале «Мир искусств» (2015 год, № 2)

Светлана БОРОДИНА

Поделиться: