decor
Следите за нашими новостями

Новости культуры

СМИ о нас

Подписка на новости

Я хочу получать интересные материалы

Потвердите подписку перейдя по ссылке в письме.
Произошла ошибка. Попробуйте еще раз.
Читать онлайн Читать онлайн

Владимир Торбик: «Необходимо довести эту роскошную коллекцию до экспозиционного состояния»

14.10.2015

В рамках II Международного съезда реставраторов посетил Выставочный центр Международного института антиквариата и хранилище антикварной мебели ASG доцент, кандидат искусствоведения, зав.кафедрой реставрации факультета искусств СПбГУ, член Союза художников России Владимир Торбик.

1974452.JPG
Доцент, кандидат искусствоведения, зав.кафедрой реставрации факультета искусств СПБ ГУ, член Союза художников России Владимир Торбик и директор Международного института антиквариата Алина Булгакова в Выставочном центре МИА

Сразу же Владимир Торбик поразил своими безошибочными, накопленными опытом глубокими познаниями в области искусства и реставрации. С первого взгляда специалист определял состояние предмета искусства в Выставочном центре МИА, из какого материала он изготовлен, где и когда он был создан.

- Наверное, это связано с тем, что мое первое профессиональное образование – столярное. Уже потом я пошел учиться в Академию художеств, защитил диссертацию, – рассказывает Владимир Торбик. - Естественно, тема диссертационного исследования касалась характерных особенностей русской мебели первой половины XIX века. Ну, и опыт, конечно. Я в реставрации непосредственно с предметами декоративно-прикладного искусства работаю уже более сорока лет.

- С какими предметами искусства Вам доводилось работать?

- Это были разные аспекты реставрационной деятельности. И предметы тоже были различные. Например, я был научным руководителем реставрации мебели из Третьяковской галереи. В восьмидесятые годы работал руководителем реставрационной мастерской по проекту реставрации актового зала Казанского университета. Тогда курировал проект профессор Григорий Вульфсон. Яркая личность. Я в то время как раз готовился к защите диссертации, когда он узнал, какая у меня тема, он тут же сочинил шутливый спич о стульях. Поэтому за эти годы работать приходилось с предметами искусства из разных фондов.

1974452.JPG
Владимир Торбик безошибочно определил возраст предмета и место его изготовления - Германия, XVII век

1974452.JPG
Владимир Торбик определяет породу дерева предмета мебели из Большого собрания изящных искусств ASG

- А случалось ли Вам совершать искусствоведческие или реставрационные открытия?

- Мне запомнилась работа в Спасо-Преображенском соборе в Санкт-Петербурге, построенном для Преображенского полка архитектором Василием Стасовым, законодателем архитектурных форм периода позднего классицизма.

В этом соборе на западной стене установлены двухъярусные деревянные стенки с резьбой. Когда мы приступили к их реставрации, я понимал, что они искажены в ходе ремонтов и должны быть какими-то другими, потому что к моменту реставрации они были все оттонированы в густой темно-вишневый цвет, а резные детали – гирлянды, звезды, кометы - были накрашены черной краской. Когда мы начали раскрывать, не снимая подлинный отделочный слой, нижний ярус оказался из полированной волнистой березы, а вторые - из сосны. Сосна была тонирована под красное дерево и полирована – редчайший случай! Нам удалось, тем не менее, сохранить подлинный отделочный слой.

Над ярусами – золоченые пальметты. Стали раскрывать черную краску на резных деталях, гирляндах и звездах, а они оказались - античной бронзы. И интерьер совершенно преобразился. И маленькая ротонда, которую давила эта вишневого цвета стена, теперь раскрылась совсем в ином свете – светлая, белый низ, второй ярус – красного вишневого благородного дерева, сверху пальметты золоченые. Детали окрашены под античную бронзу. Пространство раскрылось.

Интересно, что в этой ротонде висела люстра, но после наших реставрационных работ, отец Борис, который вел службу, указал снять эту люстру. И еще на карнизе первого яруса стояла икона, которая перекрывала второй ярус. Иконы я переставил на второй ярус и таким образом внешний вид изменился, а работы завершились окончательно. И знаете что? Это, действительно, было открытием. При этом удалось ничего не перефразировать и, конечно, я очень доволен результатами этой работы.

- Как Вы оцениваете Большое собрание изящных искусств ASG?

- Великолепная, потрясающая коллекция! Собрание первоклассных вещей, - резюмировал Владимир Торбик. - Можно сделать сколько угодно заключений, но самое главное - необходимо довести эту роскошную коллекцию до экспозиционного состояния, потому что в ней явно очерчиваются комплектации групп предметов по определенным эпохам, даже по конкретным типам мебели, что было бы весьма интересно, и что никто не делает в музеях. Даже такие крупные музеи как Эрмитаж заняты экспонированием произведений живописи и загоняют прикладное искусство куда-то в дальний угол. Поэтому мебель, находясь где-то на задворках картинно-скульптурного искусства, не воспринимается как предмет искусства, а чаще всего как какой-то его довесок. На самом деле мебель это очень любопытная, самостоятельная, интересная область декоративного искусства. Которую опять же можно экспозиционно встроить с интригами, метафорами, может показывать то, что скрыто от глаз зрителя в больших музеях, можно демонстрировать тайные механизмы, ходы. То есть раскрывать еще вот такую содержательную и интересующую простого зрителя функциональную составляющую. А через это зритель, конечно же, придет к понимаю, что мебель тоже искусство. В особенности интересно ваше кресло-сани. Этот довольно редкий образец мебели имеет скрытое внутреннее отделение, куда ставилось ведерко с углем, благодаря чему его сиденье подогревалось.

- На Съезде Вас наградили за вклад в реставрацию и сохранение культурного наследия. Поделитесь, пожалуйста, впечатлениями от этого мероприятия.

- Прекрасное впечатление от съезда и от Казани. Город абсолютно европейский, чистый. Повезло с погодой, конечно. А Съезд продуктивен хотя бы потому, что дает возможность пообщаться с реставраторами из других городов или даже своего же города, но с которыми не было возможности обменяться опытом в ходе нашей обыденной жизни. Наверное, это самое ценное в Съезде реставраторов.

1974452.JPG
Владимир Торбик в хранилище предметов мебели из Большого собрания изящных искусств ASG с главным хранителем фондов МИА Еленой Власовой

Алина ЕРШОВА

Поделиться: