decor
Следите за нашими новостями

Новости культуры

СМИ о нас

Подписка на новости

Я хочу получать интересные материалы

Потвердите подписку перейдя по ссылке в письме.
Произошла ошибка. Попробуйте еще раз.
Читать онлайн Читать онлайн

Хранители шедевров

19.09.2014

Англичане говорят, что когда снится хранитель музея, значит у спящего есть интерес к науке и истории. Такая трактовка сновидения неслучайна. Ведь чтобы сохранять предметы прошлого, необходимы познания в области истории, искусства и культуры в целом. О тонкостях профессии мы поговорили с главным хранителем фонда Международного института антиквариата ASG Еленой ВЛАСОВОЙ и хранителем Айгуль САЙФУТДИНОВОЙ.

1974452.JPG

У хранителей в музее три основных направления работы: комплектование, учет и хранение фонда. В МИА привозят предметы уже приобретенные для Большого собрания изящных искусств, которым хранители ведут учет и обеспечивают их сохранность. Кстати, одно из различий между музеем частным и государственным заключается в том, что в последнем комплектование осуществляет специальная фондозакупочная комиссия.

Процессы учета и хранения неразделимы. Это контроль закупок и присваивание инвентарных номеров, контроль за движением предметов и их состоянием и создание всех условий для их хранения.

- Система учета предметов Большого собрания изящных искусств ASG полностью автоматизирована, - рассказала Елена ВЛАСОВА. – Специально для него создана информационная система Antik. Как и во всех музеях, инвентарные номера в нашей системе сквозные, а ее иерархия подразумевает деление на разделы и подразделы. Начальные номера указывают на принадлежность предмета к той или иной категории. Например, к подразделению под цифрой 91 относятся серебряные чайники. Вторая часть цифр через дефис – порядковый номер.

Если говорить о государственных музеях, то там, несмотря на наличие электронной системы, до сих пор ведут рукописный учет предметов. В специальную книгу поступлений информацию записывают только черной шариковой ручкой, а исправления вносят красной пастой. Вообще стоит отметить, что учет частных коллекций проходит по более демократичной схеме. Нет лишней бюрократии, что, впрочем, вполне понятно и не требует дополнительных разъяснений. Хотя и в этом случае учет выполняет главную функцию – в любой момент установить местонахождение предмета.

1974452.JPG

- Сейчас владелец собрания - Алексей Владимирович Сёмин - приобретая вещи, больше внимания уделяет предметам, с помощью которых будут воссозданы исторические интерьеры усадеб в Московской области и исторических зданий в Казани, реставрируемых компанией ASG, - говорит Елена ВЛАСОВА. – Выбор предметов подчинен требованиям определенного стиля, так как в собственности корпорации имеются здания и XVIII, и XIX веков. Мебель и внутреннее декоративное убранство этих домов должны соответствовать той или иной эпохе. В летний сезон для пополнения фонда Алексей Владимирович приобрел несколько предметов эпохи Консулата.

- Любой действительно стоящий предмет, даже потерявший экспозиционный вид все равно приобретается, поскольку всему может найтись применение, - поделилась Айгуль САЙФУТДИНОВА. – Например, предметы, потерявшие конструкционную целостность, приобретаются как «запчасти» для реставрации более стоящих предметов. Какой-то предмет XX века или XIX, не представляющий особой ценности, поможет реставрировать изделие века XVIII. Это распространенная практика, чем старше предмет, тем больше в нем следов последующих реставраций. К сожалению, то, что сделано в XVIII веке, редко бывает полностью оригинальным.

Архитекторы, которые работают над реставрацией памятников архитектуры, берут у хранителей размеры мебели для того, чтобы рассчитать по проекту подойдет ли она для той или иной усадьбы или казанского дома.

- Мы работаем с архитекторами, которые занимаются проектированием интерьеров, - поведала Елена ВЛАСОВА. - Однажды нам поручили подобрать комплект мебели из карельской березы и красного дерева для спальни, гостиной и столовой. Вообще, подбор мебели для интерьеров – увлекательный процесс, потому что нам вначале неясно, сможем ли мы воссоздать интерьер в том или ином стиле из предметов коллекции БСИИ ASG.

Для исследования коллекций БСИИ ASG и для помощи в воссоздании интерьеров ОКН, Международный институт антиквариата издает серию каталогов. Хранители активно участвуют в этой работе. В 2013 году был выпущен каталог, посвященный живописи старых мастеров Западной Европы XVI – XVIII веков. Сейчас идет процесс подготовки каталога по мебели в двух томах. Хранитель должен обладать определенными качествами характера. Елена Власова уверена, что это профессия для людей коммуникабельных, педантичных, аккуратных, скрупулезных, обладающих отличной визуальной памятью. Главный хранитель фонда призналась, что раньше думала, что идеальный хранитель – это высокий, крупный, сильный мужчина. А на деле оказалось, что чаще всего хранители в музеях – это хрупкие женщины.

1974452.JPG
1974455.JPG  

В МИА есть помещения, куда могут заходить только хранители. Это, в первую очередь, фондохранилища - огромные склады, куда человек с улицы может заглянуть только раз в году – 18 мая в Международную ночь музеев.

- Я часто слышу от предметов зов о помощи, - призналась Елена ВЛАСОВА. – Бывает, что они приезжают к нам в очень плохом состоянии, поэтому их хочется поскорее отправить на «лечение» в реставрационные мастерские.

Особенно яркие эмоции у главного хранителя фонда вызывают зеркала. Девушка уверена, что от них исходит особая энергетика, они имеют свойство запоминать. Еще одно свойство старинных зеркал – не каждое возможно отреставрировать. Есть способ узнать возраст зеркала. Нужно поднести к зеркалу зажженную свечу или спичку. Если в отражении будет много огоньков (пять-шесть) – зеркало старинное, а если одно (максимум два) - современное. Когда смотришь в зеркало трехсотлетней или двухсотлетней давности, то создается ощущение некоего 3D эффекта. Это удивительное явление.

1974450.JPG
  1974449.JPG

У Елены ВЛАСОВОЙ есть «любимчики» собрания. Это, например, шкаф с зеркальной дверцей эпохи Карла X, возможно, именно зеркало притягивает ее в этом предмете. Еще ей нравится маленький кабинет XVIII века из различных пород дерева, в высоту он достигает всего лишь 51 см. Когда главный хранитель фонда говорит о мебели, у нее горят глаза и ощущение, что она рассказывает о своих любимых детях.

шкаф.jpg
Кабинетик.JPG

Вообще, коллекция Большого собрания изящных искусств ASG поражает масштабностью. Например, есть огромные шкафы, которые под силу поднять только шести взрослым крепким мужчинам. Где еще сейчас можно найти такие вещи? Конечно, они не для современных компактных квартир, где все уставлено удобной и функциональной мебелью, но которая не является произведением искусства. Мебель из коллекции МИА для замков, загородных домов, усадеб, музеев. Красота этих вещей поражает воображение. Коллекция собрания выставляется в Выставочном центре Международного института антиквариата ASG. В отличие от государственного музея, вещи здесь не закрыты от посетителей стеклами витрин и ограждениями, создана максимально комфортная обстановка. Отсутствие этикетажа также помогает ощущению подлинности эпохи, а возможность прикасаться к предметам – открывать дверцы шкафов, сидеть в кресле, листать книги и т.д. – повышает эмоциональную активность музейной среды.

Посетители, кстати, почему-то сравнивают выставочный центр МИА с Лувром. Например, в коллекции есть огромная церковная скамья XIX века, точно такая же стоит в Лувре.

1974452.JPG

Конечно, обязанности хранителя таких уникальных предметов не могли не сказаться на жизни девушек.

- Раньше слово «дневник» ассоциировалось у меня только с личным дневником, куда записывают самое сокровенное, - рассказала Айгуль САЙФУТДИНОВА. – А сейчас с реставрацией. Когда меня брали на работу, основной моей обязанностью было писать отчеты о процессе реставрации. Но в какой-то момент решили, что реставрационные дневники - интереснее. Мне эта идея понравилась, я стала работать над этим, изучать. И постепенно реставрационные дневники журнала «Мир искусств» становились все полнее, а теперь это еще и постоянная рубрика на портале.

Основная цель дневников – описать историю предмета, его функциональное назначение, предыдущих владельцев, проходил ли предмет реставрацию ранее и как это отразилось на его состоянии. Считаю, что важнее отразить роль реставратора в истории предмета, а последняя часть дневника посвящена методике и последовательности реставрационных работ. Только в МИА ASG хранитель открыла для себя специфику этой кропотливой работы. Каждый предмет реставратор должен полюбить, понять, в чем он нуждается.<\p>

Айгуль Сайфутдинова молодой специалист, подающий большие надежды. В музейное дело она попала «волею судьбы». Раньше она мечтала работать в сфере туризма, но так получилось, что в один день жизнь ее резко изменилась. Вместо поступления в Академию туризма было принято решение поступать в Казанский государственный университет культуры и искусств. Она смеется, что никогда не любила историю, но пошла изучать именно ее. Наверное, это сама судьба направила девушку сначала на факультет музееведения, а потом и в Международный институт антиквариата ASG.

МИА оказал влияние и на Елену Власову:

- Благодаря работе с антиквариатом я стала смотреть на многие вещи иными глазами. Например, стала обращать внимание на мебель в других музеях и в кино. В частности, смотрю на внешний облик исторических зданий Казани, обращаю внимание на лепнину на фасадах домов. Работа также вдохновляет на творчество.

Алина ЕРШОВА
Фото автора и из архива МИА ASG


Поделиться: