decor
Следите за нашими новостями

Новости культуры

СМИ о нас

Подписка на новости

Я хочу получать интересные материалы

Потвердите подписку перейдя по ссылке в письме.
Произошла ошибка. Попробуйте еще раз.
Читать онлайн Читать онлайн

Пример «демонстративного потребления» эпохи Ренессанса

06.02.2018

В реставрационных мастерских Международного института антиквариата восстановлен поставец эпохи Ренессанса конца XVII-начала XVIII веков французской работы. Ренессанс открыл перед человеком не только богатые духовные возможности, но и поднял до уровня эстетической ценности предметы быта. Наряду с утилитарным назначением они становятся показателями достатка и высокого социального положения; теперь их стремятся сделать не только удобными, но и красивыми, а как только вещь становится индикатором статуса человека, так возрастает ее стоимость. Так, для реализации желания не просто иметь и хранить вещи, но демонстрировать их гостям, потребовался поставец.
Об истории появления предмета, особенностях реставрации и последующем использовании рассказали реставратор Руслан Шайдулин, директор реставрационных мастерских Иван Никонов и главный хранитель МИА Елена Власова.

«Поставец ведет своё происхождение от средневекового сундука, который, в сущности, представляет собой ящик с откидывающейся верхней доской. Для того чтобы сделать предмет мебели более удобным и значимым в интерьере, он ставится на возвышение – раму, сам же по себе украшается так, чтобы стать примечательным элементом убранства комнаты. Для удобства вместо откидной крышки сундука вверху у поставца фронтальная доска делится на две части, которые снабжены шарнирами и закреплены на боковинах. Этот предмет мебели часто имеет дополнительные открытые полки в верхней части и внизу на раме. От поставца ведут свое развитие буфеты, горки, витрины и другие виды мебели, предназначенные для хранения и показа посуды», – рассказала главный хранитель МИА Елена Власова.

Данный предмет поступил в Большое собрание изящных искусств ASG в расшатанном и поврежденном состоянии, о чем свидетельствовали: ослабленные и рассохшиеся конструктивные соединения, наличие многочисленных сквозных глубоких трещин; были утрачены фрагменты объемной резьбы и др., поэтому на реставрационном совете МИА было принято решение о передаче предмета в реставрационные мастерские.

Поставец192
Тонкости процесса реставрации поставца раскрыл реставратор Руслан Шайдулин

– от чего больше всего страдает мебель из дерева - от времени, влаги, небрежного обращения...

– самое разрушительное влияние оказывают время и жуки-древоточцы, иногда встречаются предметы мебели, сохранность которых нарушена небрежным обращением – неаккуратно переставляли, подломили ножку, еще что-то, но это реже. Учитывая время создания мебели, то, что это была ручная работа, стоила она недешево, люди ценили предмет, бережно с ним обращались, поскольку мебель приобреталась в расчете не на одно поколение. А вот уничтожение мебели жучком – это практически неизбежное явление.

– это наблюдалось и в реставрируемом поставце?

– да, особенно в местах, не доступных ежедневному обзору. Те части поставца, с которых смахивали пыль, возможно протирали чем-то, дошли до нас в большей сохранности. А вот задние стенки мебели иногда бывают полностью изъедены жучком, превращаются в подобие ваты. Здесь от жучка пострадали резные панно, массивные детали, где вредителям удобно прятаться в проделанных ими ходах.

– а в вашей практике встречался предмет старинной мебели, который бы не был изъеден жуком?

– нет, такого не было, чем старше предмет, тем масштабнее утраты от жука, практически это неизбежно.

Ученик193
Как и у самых именитых мастеров-краснодеревщиков, так и у менее известных
всегда были ученики, называемые подмастерьями

– какие предметы – виды, страна, материал – приходилось реставрировать, что вызвало наибольшие трудности?

– исходя из специфики коллекции мебели Большого собрания изящных искусств ASG, подавляющее большинство предметов составляет мебель французской работы, главным образом из красного дерева. Трудности вызваны материалом, из которого выполнен предмет. Если он из массива – это одно, а если из шпона – другое. Шпонированную мебель восстанавливать сложнее и по поиску соответствующего материала, совпадающего с тоном, текстурой и фактурой основной части, и по его использованию.

– Шпон, уточним для читателей, это тонкий-тонкий срез дерева, толщиной несколько миллиметров, облицовывающий деревянный каркас. Теперь его получение облегчается электроинструментами, а раньше мастер как его срезал – стамеской?

Директор реставрационных мастерских МИА Иван Никонов пояснил, что до XV века мебель, изготовленная французскими мастерами для королевских и дворянских замков, часто отделывалась дощечками из древесины ценных пород, а механическое изготовление шпона и его склейка при помощи пресса приходятся только на конец XVIII века. При этом размеры шпона зависят от породы дерева, например, для шпона карельской березы нормальной считается ширина 30-50 мм.

– Руслан, а сколько предметов отреставрировано Вами за время работы в наших реставрационных мастерских?

– Специально я не подсчитывал, но думаю, что порядка 15 предметов.

– Помните каждый? Какой был самый сложный?

– Помню, конечно. Да и реставрационные паспорта иногда приходится просматривать. Самый любимый и самый сложный – секретер из карельской березы, он сейчас находится в доме Банарцева. Очень трудно было найти подходящий шпон, вклеить его в места утрат так, чтобы он не отличался от родного, много было мучений, но работа в конце концов получилась.

2044
Секретер
Франция, 1-ая треть XIX в.
163,5×91×48 см
БСИИ ASG, инв. №16-2044

– какие-то остроумные решения мебельщиков прошлого – в части конструкций, отделки, креплений Вам встречались?

– по историческим меркам реставрируемая мной мебель может быть названа новой, все изобретения, начиная с египтян, уже были сделаны. Поэтому какие-то неожиданные находки встречаются только в кабинетах – потайная дверца, спрятанный ящик и т.п. А в основном все вполне стереотипно.

– как пришло решение стать реставратором?

– у меня было художественное образование, я окончил профессиональное училище №40 по специальности «художник-оформитель», работал по специальности, а мой товарищ работал в реставрационных мастерских МИА. Я пришел сюда, меня очень заинтересовала старинная мебель и сам процесс ее восстановления, то, что это возможно. Год работал помощником, учился, увлекся еще больше.

– Реставратор – профессия творческая, а в творчестве неизбежны атмосфера состязательности, проблемы конкурентоспособности и т.п. Вы делитесь своими секретами с коллегами, делятся ли они с Вами?

– я готов научить того, кому это нужно, каким-то своим приемам, мы с реставраторами можем обменяться мнениями по поводу того, как лучше выполнить ту или иную работу.

– а Вы, Иван Сергеевич, как директор реставрационных мастерских стимулируете в реставраторах готовность делиться опытом?

– конечно, хотя проблема действительно есть, кто-то считает, что, поделившись своими секретами технологий, он снижает свое конкурентное преимущество. Но, во-первых, это будут делать другие руки, и они это сделают иначе, один в один все равно не получится, а во-вторых, каждый реставратор, даже молодой, что-то знает и умеет, не известное другим. Поэтому открытый обмен мнениями очень важен, хотя и не всегда он достигается.

– тогда, учитывая особенности мастерства каждого и объемы коллекций БСИИ, может поставить реставрацию на «поток»: кто-то реставрирует конструкцию, кто-то декоративные элементы и т.д., или нужно, чтобы мастер делал все от начала до конца?

– я не считаю это правильным. Когда мастер реставрирует предмет от начала до конца, он начинает его понимать, «слышать», повышается чувство ответственности, а потом гордости за хорошо выполненную работу. Если будут работать несколько мастеров, каждый со своим темпоритмом, в разных помещениях, где свой микроклимат, а древесина очень чутка к температуре, влажности и т.п., то потом нам трудно будет собрать предмет воедино. Реставратор ведь по сути соавтор того, кто сделал предмет несколько веков назад, представьте, что будет с книгой, если один переводчик будет переводить диалоги, другой описания природы, третий – слова автора. Так и здесь, необходима атмосфера сотворчества.

Медальон194
Медальон декоративного панно нижней части поставца
сильно изъеденного личинками жука-древоточца
БСИИ ASG, инв. №17-2954 (фрагмент)

2954
Поставец
Франция, XVII – нач. XVIII вв. (?)
168×96×46 см
БСИИ ASG, инв. №17-2954

Историческая справка о предмете:
Поставец эпохи Ренессанса конца XVII – начала XVIII веков (?) был приобретен у арт-дилеров во Франции 25 октября 2010 года. Шкаф-поставец выполнен из массива дуба с резными декоративными панно в верхней, средней и нижней частях. Верхняя часть представляет собой навершие в виде панно с изображением головы Океана в центре и двух амуров по краям; средняя – имеет отделение с полками, скрывающимися за двумя распашными дверцами, декорированными женской и мужской головами в картушах, а по центру – фигурой мужчины в костюме с характерными деталями XVI в.; нижняя часть являет собой открытое отделение с двумя точеными колоннами и задней стенкой, которая украшена двумя морскими раковинами, изображенными с внутренней и внешней стороны. Все рельефы обрамлены орнаментом с мотивом «птичье перо» и верёвочным узором. Установлен шкаф на платформу, опирающуюся на шарообразные ножки с фасадной стороны и прямые сзади. Размеры: 168×96×46 см.

Светлана БОРОДИНА
Елена ВЛАСОВА

Поделиться: