decor
Следите за нашими новостями

Новости культуры

СМИ о нас

Подписка на новости

Я хочу получать интересные материалы

Потвердите подписку перейдя по ссылке в письме.
Произошла ошибка. Попробуйте еще раз.
Читать онлайн Читать онлайн

Ломберный стол в интерьере – игра со временем

23.04.2018

Ломберный (то есть карточный) стол стал популярен в России при Екатерине II, поскольку еще при Елизавете Петровне играть в другие азартные карточные игры запретили. Ломбер придумали в Европе, Александр Дюма в своем романе «Габриель Ламбер» дает пояснение, что предшественником ломбера был буйот – азартная карточная игра, разновидность популярного в XVII–XVIII вв. брелана, запрещенного при Людовике XIV. Разрешение играть в ломбер на небольшие суммы сделало этот предмет мебели практически обязательным в каждом дворянском доме. В реставрационных мастерских Международного института антиквариата завершена реставрация двух ломберных столов, о которой рассказали Валерий Ильин, Мударис Мутыгуллин и главный хранитель МИА Елена Власова.

«Люди не умеют ценить своих лучших друзей, и поэтому имя изобретателя ломберного стола до сих пор не известно», – шутил журнал «Стрекоза» в 1884 году. Действительно, в XIX веке ломберный стол был обязательной частью меблировки гостиной каждого дома.

Ломберный стол – стол для игры в карты, для удобства подсчета результатов многочасовой игры столешница его покрывалась сукном или кожей. В кромки стола врезались специальные (ломберные) петли, благодаря которым столешница складывалась пополам, занимая вдвое меньше места. В дополнение она могла поворачиваться на 90°. Верхняя часть столешницы всегда была декоративной – отделывалась шпоном ценных пород дерева, украшалась маркетри или инкрустировалась. Ломберные столы для домашнего обихода имели выдвижные ящики и полки.

2428



Игральный столик
Франция, вторая половина XIX в.
Набор различных пород дерева, маркетри
77×61 см
БСИИ ASG, инв. №13-2428



Описание: Столик для игры в бульот. Круглая
съемная столешница декорирована изображением
пейзажа. На обратной её стороне – маркетри в виде
шахматной доски. Два выдвижных ящика имеют
массивные круглые ручки в подстолье. Квадратные в
сечении ножки на «каблучках» сужаются к низу.

Провенанс: приобретен во Франции на
аукционе Guillaume Le Floc’h, 06.10.2013.

2428_стол

Ильин215

Украшением стола реставратор Валерий Ильин считает не только многоцветное панно-маркетри столешницы,
но и изящные ножки с набором поперечного шпона


– из каких пород дерева выполнена столешница ломберного столика, здесь не просто маркетри, это настоящий пейзаж?

– Здесь мы видим кап сосны, клен «птичий глаз», красное дерево различных оттенков – от самого светлого до темного. Есть окрашенные фрагменты – зеленый, коралловый цвета.

2428_1

2428_2

Фрагменты наборного маркетри столешницы ломберного столика (БСИИ ASG, инв.№13-2428)


– а изящный орнамент по краю столешницы, вокруг выдвижных полок – это наклеено или тоже маркетри?

– Это маркетри, работа очень тонкая, дорогая, посмотрите, как изящно оформлены ножки шпоном поперечного набора, на крепкий деревянный массив наклеен тонкий шпон, края ножек с вертикально направленной текстурой, а середина – с поперечной. По замыслу мастера, ножки просто должны «сиять», понятно, что столик делался для состоятельных людей.

– а когда он поступил в реставрационные мастерские, какие утраты были самые масштабные – от жука-древоточца, сырости, небрежного обращения?

– Здесь были в основном механические повреждения, сказавшиеся на ослаблении конструкции. Декоративные элементы и, в частности, панно из маркетри просто нужно было очистить от грязи и всяких наслоений. Столешница была покрыта воском, который впитал в себя такое количество грязи, что столик стал черного цвета.

– а как Вы думаете, Валерий Григорьевич, почему этот столик дошел до нас в таком хорошем состоянии? Людям нравилась эта изящная работа, и они его берегли? Ведь техника маркетри в силу множества мельчайших деталей, разной степени гигроскопичности той или иной породы дерева, достаточно уязвима?

– Наверняка, это счастливое стечение обстоятельств или же благодаря оборотной стороне съемной столешницы, где также в технике маркетри выполнена шахматная доска. Эта сторона чаще эксплуатировалась, здесь были трещины, вмятины, потертости, подпалины даже и т.п.

– а из каких пород дерева выполнена шахматная доска? Темное – это красное дерево, а светлое – бук?

– Нет, это не бук. Это скорее всего, розовое дерево очень светлого оттенка. Поймите, красное дерево – это обобщенное название. Так же у нас сосна, липа – белое дерево, клен тоже белое, но уже другого оттенка. Так и здесь использовано розовое, контрастное по оттенку, но относящееся к этой же породе, насчитывающей десятки наименований.

– в предыдущей беседе с реставратором Русланом Шайдулиным мы услышали, что ему не приходилось видеть старинную мебель, не тронутую жуком-древоточцем. А этот столик они испортили? Видимых следов нет.

– Руслан прав, жука-древоточца не избежать, этот столик он тоже попортил, но не сильно, его ходы заметны в основном вокруг ножек столика и их, к счастью, не видно.

– а красивые завершения ножек – это бронза?

– Это латунь, в тот период, когда создавался этот столик, использовали чаще этот материал.

– сколько времени заняла реставрация этого столика?

– Около полутора месяцев.

– из-за объема работ или необходимости выдержки предмета после одного технологического цикла, анализа реставрационного воздействия, выбора техники?

– Второе, обязательно необходимы выдержка предмета после каждой операции, была вклейка – нужно дождаться полной просушки, шпаклевку нужно тоже просушить, а потом отполировать и т.д.


Следы216

Следы предыдущего реставрационного вмешательства



– а до нас были реставрационные вмешательства в ломберный стол?

– Конечно, их же сразу видно в маркетри, они отличаются оттенком, направлением текстуры дерева. Вот эти две вставочки – они не родные, контрастируют по цвету.

3628



Игральный столик
Франция, XIX в.
Красное дерево, фанерование, латунь
78×108×55 см
БСИИ ASG, инв. №13-3628



Описание: Игральный столик. Полукруглая
столешница раскладывается, опираясь на отодвигающуюся
ножку. По периметру она обрамлена тонким латунным
ободом. Четыре квадратные в сечении, сужающиеся книзу ножки.
Провенанс: приобретен во Франции на аукционе
Pescheteau-Badin, 25.03.2013.

А второй стол, мне кажется, немножко проще. Он использовался для игры в карты, но и не только. Я прочитала в одной старой книге по домоводству, что ломберные столы днем использовались как детские, поскольку специальной мебели для детей не выпускалось. А ломберный стол подходил ребенку по росту и под него можно было вплотную подвинуть стул, что облегчало письмо. И этот стол – классический образец такого двойного назначения. А сукно здесь родное?

– Нет, сукно мы заменили, поскольку оно все истерлось. В некоторых местах прожжено и повреждено грибком. Оно даже разлезается в руках.

– Мударис Кашафович, я прочитала на сайтах реставраторов, что теперь столы ломберные покрывают бархатом, поскольку за ними все равно ведь не будут играть, записывать очки и т.д. А какие решения Вы принимаете?

– Бархат красивее, но мы придаем предмету тот вид, что был на момент создания. Если была кожа, реставрируем ее или, если утраты очень велики, заменяем. Здесь столешница была оклеена сукном, поэтому мы постарались подобрать сукно соответствующего оттенка. Я сейчас вам покажу остатки старого, оно все истерто.

Мударис217

Ломберный столик являлся обязательной составляющей интерьера
дворянских домов, выполняя утилитарные и эстетические функции

– потертость сукна иногда делалась специально, в книгах XIX века можно найти упоминание о ломберном столе-«кружке», служащем помощником карточного шулера. В сукне делался незаметный разрез, разрезался также и стол, куда шулер мог сбрасывать неудобную карту, а под разрезом находился ящик, куда она падала. В 1861 году в Петербурге вышла специальная брошюра «Мат шулерству или Окончательное изобличение плутней карточной игры», где описывался этот трюк. Елена Анатольевна, а какова дальнейшая судьба этих столиков?

– Реставрируемая в наших мастерских мебель является основой исторических интерьеров, воссоздаваемых Инвестиционной группой компаний ASG в объектах культурного наследия в Казани и Московской области. Что касается конкретно этих столиков, то столик с маркетри в силу тонкости и необычности его работы мы разместим пока в Выставочном центре Международного института антиквариата.

Светлана БОРОДИНА
Елена ВЛАСОВА

Поделиться: