decor
Следите за нашими новостями

ASG начинает второй этап восстановительных работ в городских усадьбах Старо-Татарской слободы

14.06.2017

Компания ASG объявила о старте второго этапа восстановительных работ сразу на двух объектах по улице Габдуллы Тукая, таким образом, общее число объектов, на которых компания в настоящее время ведет восстановительные работы, достигло шести. О том, какие работы планируется провести в течение строительного сезона этого года, журналистам рассказал заместитель генерального директора управляющей компании ASG Алмаз Давлетшин.

Дома 84 и 86 по улице Г. Тукая переданы ASG в рамках государственно-частного партнерства по развитию казанской агломерации одними из последних. Вначале муниципалитет продал их частному лицу, но в дальнейшем, ввиду того, что инвестор не выполнил взятые на себя обязательства, здания вновь перешли в муниципальную собственность и были переданы компании. Несмотря на сжатые сроки к июню 2013 года были восстановлены кровля, оконные и дверные заполнения, отремонтирован фасад. В течение строительного сезона 2017 года предстоит провести восстановление исторической планировочной структуры зданий, стяжку пола, очистку стен под декорирование, установку внутренних лестниц, восстановление дворовых галерей и др., подготовив здания к дальнейшему использованию в качестве объектов туристической инфраструктуры. Окончательные отделочные работы компания намерена производить после того, как будет определен профиль использования объекта – отель, этнокультурный центр, центр традиционных ремесел и т.д.

ГТ84-86-87

ГТ84-86-88

ГТ84-86-89

ГТ84-86-90

Здания в начальный период реставрации


В рабочем обходе, проведенном компанией для СМИ 7 июня, участвовал заместитель префекта префектуры «Старый город» Алмаз Калимуллин. Он подтвердил, что в префектуру регулярно поступают предложения от потенциальных инвесторов. В основном объектами здесь интересуются казанские предприниматели, бизнес-интересы которых предполагают использование исторического контекста, в то же время есть и те, кто хотели бы создавать в Старо-Татарской слободе центры традиционных ремесел.

Заместитель генерального директора управляющей компании ASG Алмаз Давлетшин напомнил, что из 26 восстанавливаемых объектов половина – тринадцать – находятся на территории Старо-Татарской слободы, среди них есть как просто исторические здания, например, дома 84 и 86 по ул. Г. Тукая, так и объекты культурного наследия регионального и городского значения. Причем установлены и вновь выявленные объекты с признаками культурного наследия – это усадьбы Хохориных, Бурнаевых и Аитовых-Юнусовых, которые в советский период из-за надстроенных этажей воспринимались как современная типовая застройка. Теперь двухэтажные особняки с богатым декором являются украшением улицы Г. Тукая.

ГТ81-85-91

ГТ81-85-92

Главный дом Юнусовых (Г. Тукая 81), два дома усадьбы Бурнаевых (Г. Тукая 83-85), главный дом усадьбы Хохориных (Г.Тукая 87) -
пример перестроенных и утративших в советское время свой первоначальный архитектурный облик жилых построек XVIII века в Казани


Как и другие сохранившиеся в Старо-Татарской слободе жилые, культовые, общественные и промышленные здания, объекты ASG являются образцами материальной культуры казанских татар. Современный архитектурный облик слободы определяется прежде всего сохранившейся усадебной застройкой середины XIX – начала XX века, поскольку почти вся предшествующая была уничтожена пожарами.

Дом Б. Апанаева (Г. Тукая, 84) и дом С. Сабитовой (Г. Тукая, 86) размещаются в той части Старо-Татарской слободы, где жило богатое купечество. Апанаевы и Сабитовы входили в десяток самых известных и состоятельных фамилий Казани, они поколениями жили в своих усадьбах, из которых лишь единицы дошли до наших дней. До начала девяностых годов прошлого века в Старо-Татарской слободе на государственной охране находилось всего лишь несколько объектов, что самым драматичным образом сказалось на исторической застройке забулачной части города. Из огромного историко-культурного комплекса до наших дней дошли немногие объекты, что делает их не просто значимыми, но уникальными. Так, дома 84 и 86 по улице Г. Тукая позволяют ощутить уклад жизни просвещенного татарского купечества XIX века – богатые фасады зданий, нижние этажи, отведенные под торговые помещения, парадные покои вторых этажей и скромные каморки на верхних антресольных этажах для прислуги, реже наемных жильцов. При этом дома традиционно имели глухие дворы, высокие каменные ограды, скрывавшие женскую половину семьи от постороннего глаза. Кроме того, эти два дома «держат» историческую перспективу четной стороны улицы, на которой в продолжение практически двух ближайших кварталов отсутствует историческая застройка.


ГТ84-86-95
Дома 84-86 не имеют статуса объектов культурного наследия,
но они обеспечивают историческую перспективу четной стороны улицы Г. Тукая.


Ценность данных зданий заключается в том, что они сохранили свою планировочную структуру, которая в богатых татарских домах имела значительное своеобразие. Высшие слои татарского общества, проживая в городах, по роду своих занятий наиболее тесно общались с русским населением и с городской администрацией и, соответственно, были особенно подвержены влиянию русской градостроительной культуры. Представления русских и татар о жилище как об убежище, приватной территории, где каждый творит свой жизненный уклад по возможности не видимо для посторонних глаз и не зависимо от соседей, являются общими.


ГТ84-86-93
Зам. генерального директора УК ASG Алмаз Давлетшин (слева) и зам. префекта префектуры
«Старый город» Алмаз Калимуллин уверены в привлекательности дома Б. Апанаева как туристского
объекта: здание сохранило историческую планировочную структуру богатой городской татарской усадьбы


В то же время для татарских представлений о жилище характерно стремление в максимальной степени скрыть жизнь семьи от посторонних взглядов. Дом, как правило, двухэтажный, в обязательном порядке выносился на красную линию улицы, однако он не имел парадного подъезда, входы в дом, их было два, располагались в глубине двора. К основному объему примыкали две пристройки, которые соответствовали мужскому (он же парадный) и женскому входам. Мужской выступ был обращен к парадному въезду во двор, а женский – скрыт от посторонних глаз. Такое специфическое расположение входных выступов на заднем фасаде, не встречавшееся в русских домах, связано с устройством между ними навесных деревянных галерей. В 1845 году, по свидетельству исследователя городских усадебных домов татар Г. Назиповой, они были запрещены в российской строительной практике, однако продолжали применяться в татарских домах вплоть до конца XIX столетия. Следовательно, стремление татарских застройщиков расширить жилое пространство за счет галерей было столь сильным, что местные власти не считали целесообразным противостоять ему. Расположение галерей между двумя выступами на заднем фасаде делало их пожаробезопасными и, кроме того, невидимыми с улицы.


ГТ84-86-94
Женская половина дома, скрытая от посторонних глаз, имела отдельный вход с улицы
и сообщалась с парадной, мужской, посредством навесных галерей, сохранившихся в домах 84 и 86 по улице Г. Тукая


Для всех татарских особняков характерно вертикальное поэтажное функциональное зонирование с хозяйственным нижним и жилым верхним этажами. Нижний этаж, разделенный капитальными стенами на несколько помещений, перекрытых коробовыми сводами, выходил на улицу ложными окнами. На планировку верхнего жилого этажа большое влияние оказал русский дом периода классицизма с делением его на уличную парадную и жилую, обращенную окнами во двор, половины. Только в татарском доме последняя в свою очередь разделялась на изолированные друг от друга мужскую и женскую части, которые примыкали к соответствующим лестничным клеткам. Мужская часть была непосредственно связана с парадными комнатами, а женская отделялась от нее дополнительным коридором.

Светлана БОРОДИНА
Елена ВЛАСОВА (фотографии)

Источники:
dissercat.com

Поделиться: