decor
Следите за нашими новостями

Аннотация к выставке "Homo legens: человек читающий в европейском искусстве XVII-XIX вв."

20.05.2013

Выставка «Homo legens: человек читающий в европейском искусстве XVII – XIX вв.» посвящена образу книги и чтения в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве западной Европы XVII – XIX вв. В экспозиции присутствуют изображения героев литературных произведений, писателей, поэтов. Раскрывается интерпретация книги в религиозном и жанровом искусстве.

Открывает галерею литературных героев портрет гасконского дворянина Шарля Ожье де Бац де Кастельмор, графа д’Артаньяна – персонажа романа Александра Дюма «Двадцать лет спустя», изданного в 1845 г. Портрет написан во Франции в XVII в. На холсте, слева и справа от изображенного, – дата создания полотна и возраст портретируемого – «Aetatis 36. 1649». Сам автор романа посетил Казань в 1858 г., теперь спустя 155 лет после своего создателя, д’ Артаньян вернулся в наш город.

Среди авторов литературных произведений на выставке представлен французский драматург XVIII в. Жак Д’Отро, который был не только автором пятнадцати пьес для Комеди Франсез и Театра итальянской оперы (Париж), но и живописцем. На картине «Ужин» художник запечатлел самого себя (в левой части) в окружении друзей. Следующий литературный персонаж – Эней – герой древнегреческой мифологии, участник Троянской войны. Ему посвящали свои произведения Вергилий («Энеида»), Данте Алигьери («Божественная комедия»), Иван Котляревский («Энеида»), Иосиф Бродский («Дидона и Эней»), Анна Ахматова («Не пугайся, – я ещё похожей…»). На данной выставке ему посвящены полотна, созданные кругом французского художника XVIII в. Жака Гамелена, а также художницы Анжелики Кауфман.

Европейские теологи и священнослужители всегда славились своей образованностью. Во времена готики и раннего Ренессанса это было единственное сословие, умеющее писать и читать по-латински и по-гречески. На выставке представлены две деревянные скульптуры, изображающие св. Доминика и простого монаха, держащего в руках книги.

Также среди образов священнослужителей выделяется «Портрет кардинала» кисти Витторе Гисланди датированный 1730-ми гг., когда художник писал, в основном, людей, духовно близких ему. Не менее интересна и работа французского живописца Пьера Гобе «Портрет Луизы Аделаиды Орланской» – третьей дочери регента Франции Филиппа Орлеанского, известной также, как мадемуазель де Шартр. В левой руке она держит раскрытую книгу с философско-религиозными рассуждениями о том, что есть мудрость.

Образ книги нашел свое отражение и в жанровой живописи Фландрии и Голландии. Типичной жанровой композицией голландской школы живописи XVIIв. является работа Корнелиса Дюсарта (1660 – 1704) «Чтение газеты». Жанровые работы этого художника имеют несколько смысловых уровней. Предметы, детали, аксессуары вносят в картину дополнительное содержание, имеющее порой довольно сомнительный смысл. При внимательном рассмотрении картины легко убедиться в неожиданности присутствия в простой сцене совместного чтения газеты в таверне таких деталей, как сброшенные туфли, корзина с грязным бельем, бочка без пробки, пара фруктов в прямоугольной корзинке и т.д. Все это позволяет сделать вывод, что перед зрителем изображено заведение, где можно получить самые разнообразные услуги.

XVIII век представлен двумя работами, созданными художниками из окружения фламандского и французского живописцев: Франсуа Эзена «Аллегория бренности жизни» и Ноэля Айя «Разговор влюбленных». Работы написаны в совершенно разных жанрах. Первая представляет собой аллегорическую сцену, где каждый предмет композиции символичен. На переднем плане – крылатый амур, сидящий на раскрытой книге. В его руке – перо. Он пишет книгу человеческой жизни, записывая в нее все вехи судьбы.

В традициях искусства рококо написана картина Ноэля Айя. Кавалер галантно опустился на колено перед дамой на золоченом канапе. Он целует ее руку, а она делает вид, что не замечает его, увлеченная чтением книги, являющейся лишь предлогом для тонкой любовной игры. Таким образом, героиня флиртует со своим поклонником, заставляя его, как ей кажется, страдать от якобы неразделенных чувств.

Очень интересной страницей искусства Франции, как и других стран Европы, включая Россию, является творчество провинциальных мастеров, получившее название «Искусства примитива». Замечательными аналогами русского примитива первой пол. XIX в. могут служить «Брат и сестра в парке», «Дама за чтением» и «Портрет неизвестной в зеленом платье». Всем этим полотнам свойственна наивность и непосредственность образов. Их позы статичны, застылая картинность присуща их лицам и фигурам в целом. Однако, художественный образ произведений привлекает цельностью и искренним интересом к человеку.

Примечателен подписной и датированный «Портрет неизвестной» кисти Гийома Дескампа (G. Descamps 1813), т.е. данная работа была написана во времена правления Наполеона I. На портретах этого времени модно было позировать, держа в руках веер, перчатки, платок или книгу. Именно книгу мы видим в руках героини.

Но книга в XIX в. часто выступала предметом изображения не только в живописи, но и в декоративно-прикладном искусстве, особенно при изготовлении часов. Популярными в это время были часы, украшающие камины. На выставке, естественно, представлены часы, связанные с литературной тематикой. На некоторых мы видим просто фигуры читающих людей («Читающая девушка» и «Читающие дети»). А есть часы с изображением древнегреческой поэтессы Сафо, а также Орфея – легендарного фракийского поэта, прославившегося своим искусством игры на лире, каким он и изображен в верхней части часов. Основание часов украшено рельефом, изображающим вазу с гирляндами. Данные часы были созданы знаменитым французским мастером часовщиком Эженом Бурдоном, который в 1849 г. изобрел безжидкостный трубчатый манометр.

На выставке представлены предметы интерьера Европы XVII – XIX вв. Здесь экспонируются различные виды корпусной мебели для интеллектуального труда. Первоначально мебель для письма представляла собой небольшие пюпитры с наклонной крышкой. Именно за такими столиками предстают пишущие Евангелие апостолы на средневековых миниатюрах. Однако дальнейшее развитие эта форма мебели не получила. На смену ей пришёл «Кабинет». Это был сундук, у которого вместо открывающейся верхней крышки была откидывающаяся боковая стенка. Именно она служила плоскостью, на которой писали. В XVII – XVIII вв. кабинет эволюционировал в секретер. Он имел откидывающуюся, как и у кабинета, боковую стенку и несколько выдвижных ящиков внизу. Другой формой стало бюро – как правило, небольшой предмет мебели, гораздо менее кабинета похожий на сундук, с небольшой откидывающейся частью, часто обитой тонкой кожей изнутри. Форма этого элемента была довольно разнообразной: иногда она имела округлую форму (bureau cylindre) или скошенную (bureau de pente). Порой бюро вообще не имело откидывающихся частей и было похоже на знакомый нам письменный стол. В этом случае оно называлось (bureau plat). Если на крышке «бюро плат» имелись специальные ящики, открытые или закрытые, то эта форма получила интересное название bureau bonheur-du-jour, т.е. «бюро счастливого дня».

Все предметы мебели традиционно богато декорировались. В первой половине XVII столетия они делались из массива (как правило, в Европе использовался орех) и богато украшались резьбой. В Испании, Португалии и Италии мебель часто инкрустировалась декоративными вставками из слоновой кости или перламутра. Здесь же были популярны предметы, выточенные на токарном станке. С развитием торговых отношений с Африкой, Востоком и Америкой в Европу стали поступать экзотические породы дерева. Первым новым видом дерева стало эбеновое – чёрное дерево. Оно приобрело такую популярность, что мастера, делающие заказную мебель, стали называться «эбенистами» или «чернодеревцами» (по аналогии с русским названием мебельного мастера «краснодеревец», т.к. в России популярность получило не чёрное, а красное дерево).

На выставке представлен голландский кабинет чёрного дерева XVII – XIX вв., инкрустированный слоновой костью и панцирем черепахи. Панно, украшающие кабинет, изображают сцены охоты с огнестрельным оружием и арбалетом. Это свидетельствует о том, что ещё в XVII столетии холодное оружие успешно конкурировало с огнестрельным.

Итальянский кабинет XVII в., инкрустированный слоновой костью в виде орнаментальных композиций с арабесками растительного типа, является характерным образцом дорожного кабинета. Такие предметы интерьера делались в нескольких центрах Италии, как на юге, так и на севере страны, а тип декорировки восходит к восточным, мусульманским формам, в частности, к образцам андалузской мебели.

Следующие предметы мебели знакомят нас с предметами интерьера середины XVIII в., когда на смену массиву и резьбе приходит изысканное маркетри – техника покрытия мебели, сделанной из простых пород, тонким срезом – шпоном экзотического дерева. Наряду с эбеновым начинают широко использоваться палисандр, сандал, амарант, фиалковое, лимонное и розовое дерево. Формы мебели приобретают в это время изысканные округлые очертания. Такая мебель соответствовала вкусам двора Людовика XV, по имени которого и получила своё название – стиль Людовика XV. Примером мебели, покрытой маркетри, может служить бюро плат и три прекрасных образца бюро де пант, одно из которых сделано выдающимся мастером середины XVIII в. Матье Криером.

Предметы стиля транзисьон довольно редки в России. Это был промежуточный период между стилями двух французских королей Людовика XV и Людовика XVI, который был довольно короток. На выставке экспонируется небольшой шкаф с выдвижными ящиками, выполненный в этом стиле.

Ещё одним примером сложной работы в технике маркетри является секретер, выполненный итальянским мастером Дж. Барони. Стилистически он принадлежит к следующему периоду – неоклассике или к стилю Людовика XVI, при дворе которого мягкие округлые формы заменяются более прямыми и строгими.

В XIX в. мастера-мебельщики часто обращаются к прежним формам, подражая им. Увлечение стилями прошлого получило название «историзм», а быстро сменяемые стили стали называться «неоготика», «неоренессанс», «второе рококо» и т.д. Такой предмет, как малый секретер с золочеными бронзовыми накладками, является примером этого направления.

Позднее появилось множество модификаций типов мебели, а также их многочисленные варианты, интерпретирующие культуру Дальнего Востока. Предметы, сделанные в подражание декоративно-прикладному искусству стран этого региона, получили название предметы в стиле «шинуазри». Последнее слово можно перевести как «китайщина». Так выглядит небольшой кабинет из дуба. Его удлиненная форма получила распространение в англоязычных странах, о чём свидетельствует его название «highboy».

Поделиться: