Sené, Jean Baptiste (reçu Maître en 1769), Кресло красное бархатное

- Артикул 0860
+ Лот 517.
Fauteuil en hêtre naturel (décapé) mouluré et sculpté, le dossier rectangulaire, les supports
d’accotoirs en cavet à décor de feuilles d’acanthe, les pieds fuselés à cannelures rudentées.
Estampille de Jean-Baptiste-Claude
SENE (reçu Maître en 1769).
Époque Louis XVI.
(quelques accidents et renforts).
Garniture de velours rouge.
Описание, иконография
Сведения об авторе
СЕНЕ Жан-Батист Клод
24 октября 1747 - 10 февраля 1803
Получил звание мастера 10 мая 1769 года.
Благодаря оригинальности и исключительному качеству его работ, этого мастера можно назвать Великим мастером по производству мебели для сидения времен правления Людовика XVI, также как и Жоржа Жакоба , с которым он иногда равняется, а иногда и превосходит. Однако объем продукции последнего и его репутация, укрепленная в XIX веке его сыновьями, заслонили славу Сене до такой степени, что некоторые из его неклейменых работ иногда приписывались Жакобу.
Будучи сыном Клода I Сене, он, бесспорно, является самым знаменитым из этой линии парижских столяров. Открыв мастерскую на улице Клери под вывеской «Гро Шапелэ» , он быстро приобретает большую известность. В начале своей карьеры он работает на частных клиентов и поставляет им классическую мебель для сидения в стиле Людовика XVI с безупречными линиями, очень аккуратную, изысканную, обладающую идеальными пропорциями.
Начиная с 1875 года, он становится, наряду с Жаном Батистом Буларом, которого он начинает постепенно вытеснять, поставщиком мебели для Гард-Мёбля Французской Короны. Это положило начало продукции очень высокого уровня. Она предназначена для Короля и Королевы, в их замки Сен-Клу, Версаль, Компьенский дворец, замок Фонтенбло, для различных членов королевской семьи, среди которых Мадам Елизавета в Монтрёе и мадам Луиза в Сен-Дени, для графа Прованского, для принца Конде, герцога де Пентьевр и т.д. Некоторые заказы были настолько крупными, что их разделяли между Сене и Буларом. Будет справедливо уточнить, что в большинстве случаев изделия, отмеченные клеймом Жана-Батиста Сене, на самом деле являются результатом коллективной работы, в которой часть, выполненная столяром, является не самой большой, хотя он и единственный, кто поставил свое клеймо. Согласно принятой в ту эпоху организации, заказ прошел через скульптора Жана Орэ, «ответственного за направление работ в мастерскую краснодеревщика, резьбу и золочение для служения Гард-Мёблю». Именно он занимался инструкциями, рисунками, макетами. Сене создает и подготавливает каркас, который украшают скульпторы Александр Ренье, Пьер Лоран, Николя Валлуа или Герен, и даже сам Орэ. Покраску или золочение доверяли Шатару. В действительности, роль столяра, который в какой-то степени выполняет функцию заказчика, остается главной. Именно от него зависят баланс и гармония пропорций, правильное распределение резных мотивов, в общем, весь конечный результат. Революция не положила конец деятельности Жана-Батиста Сене, но радикально изменила ее характер. Короля, Королеву, принцев сменяют органы Республики, роскошную мебель – изделия более прозаичные. В 1794 году он получает заказ на сто ступенчатых бюро, в 1795 – на сто других. Какое-то их количество, возможно, до сих пор находится в кабинетах некоторых министров.
РАВНЫЙ ЖАКОБУ
Работы Жана-Батиста Сене включали только изделия для сидения в стиле Людовика XVI, за исключением очень редких образцов в стиле Переходного периода, среди которых и копия, созданная в 1791 году вместе со скульптором Лораном, роскошного кресла «по-королевски» неизвестного происхождения, извлеченного из хранилища Гард-Мебля. Два предмета мебели для сидения, оригинал и копия Сене, были предназначены для Мадам Елизаветы в замок Фонтенбло, но из-за Революции так до нее и не дошли. Они находятся там в настоящее время.
МУЗЕИ
Лондон, музей Виктории и Альберта
Два кресла из резного и позолоченного дерева, декор из листьев, подпорки, украшенные гермой с бюстом египтянки, веретенообразные ножки в каннелюрах с ионической капителью, из гарнитура, доставленного в 1788 году в отдельный кабинет Королевы в Сен-Клу (три предмета из него же находятся в Метрополитен-музее Нью-Йорка).
Бостон, музей изящных искусств
Кровать, бержер, экран и скамеечка для молитвы из резного дерева, созданные в 1787 году для Тьерри де Виль-д’Авре.
Малибу (Калифорния), музей Поля-Гетти
Пара складных стульев из окрашенного в белый и позолоченного резного дерева, из гарнитура, созданного в 1786 году для зала для игр Королевы в Компенье и Фонтенбло (в замках).
Нью-Йорк, Метрополитен-музей
Канапе с боковыми спинками, бержер и экран из резного и позолоченного дерева, декор в виде листьев, подпорки, украшенные гермой с бюстом египтянки, веретенообразные ножки в каннелюрах с ионической капителью (дар Блюменталя), из гарнитура, доставленного в 1788 году в отдельный кабинет Королевы в Сен-Клу (два предмета из него находятся в Лондонском музее Виктории и Альберта).
Лиссабон, музей Галуста Гюльбенкяна
Канапе и кресло покрытые гобеленом Бове (антикв.колл. Шаппе и Расмуссена).