decor
Следите за нашими новостями

CHAMPAIGNE, Philippe de, ШАМПЕНЬ, Филипп де. Мужской портрет, в обличье римского императора

ШАМПЕНЬ, Филипп де. Мужской портрет, в обличье римского императора
  • Артикул 0480

+
Ecole française du XVIIs, entourage de Philippe de CHAMPAIGNE : Portrait d'homme en buste en empereur romain. HST annotée "Donum.B.Bа" en bas vers la droite (quelques usures et restaurations). 97x81 cm. Voir reproduction

Поделиться:

Описание, иконография

ШАМПЕНЬ, Филипп де, круг.
"Мужской портрет в обличье римского императора".
Французская школа XVII века.
Подписанная "Donum.B.Bа" внизу справа.

Экспертное заключение

A. Bordes :01 47 70 43 30

Сведения об авторе

Филипп де Шампень
(Philippe de Champaigne) (1602—1674)

Французский художник эпохи барокко. Выходец из Фландрии; Родился 26 мая 1602 года в Брюсселе в бедной семье, стал учеником пейзажиста Жака Фукьера. С 1621 года работал в Париже, в 1625 году стал придворным живописцем, в 1648 - одним из основателей Королевской академии живописи и скульптуры. Шампень выполнял декоративные работы в парижских дворцах (в том числе Люксембургском, совместно с Н.Пуссеном) и церквах, писал аскетически-строгие религиозные композиции ("Тайная вечеря", 1648, Лувр, Париж). В психологически заостренных, строгих по стилю портретах, парадных (портрет Дж. Мазарини, Музей Конде, Шантийи) и групповых ("Портрет дочери в образе монахини с аббатисой Агнес", 1662, Лувр, Париж), Шампень сочетал черты фламандской живописной школы с приемами раннего французского классицизма. Чтобы понять весь смысл картины "Аббатиса, мать Катрин Аньес Арно, и сестра Катрин де Сент-Сюзан", нужно знать содержание надписи, которая есть на холсте. Она обращена к Христу, как врачевателю души и тела, и рассказывает, что сестра Катрин (сидящая справа женщина с тонкими чертами лица, в возрасте двадцати шести лет) в течение четырнадцати месяцев страдала от изнурительной лихорадки, которая наполовину парализовала ее тело.
Врачи потеряли надежду ее вылечить, но здоровье удалось ей вернуть после того, как настоятельница, мать Аньес, секретарем у которой была Катрин, помолилась вместе с ней. Надпись сообщает, что в честь такого чуда и в знак своей радости отец Катрин, художник Филипп де Шампень написал эту картину. Свет в картине падает, судя по тени, слева, но не нарушает царящий в комнате полумрак. Луч, нисходящий на настоятельницу, имеет явно неземной характер — он воплощает, видимо, тот проблеск надежды, который, как сообщается, мать Аньес почувствовала при последних словах произносимой ими молитвы. Это событие было великой благодатью для монахинь Пор-Руаяль, ибо им угрожало суровое преследование и закрытие монастыря за приверженность аскетическому учению нового реформатора католической церкви Корнелиса Янсена (к великому неудовольствию и иезуитов, и короля). Чудесное исцеление за несколько лет до этого молодой племянницы французского ученого и религиозного философа Блеза Паскаля уже дало повод к гонениям. В раскрытом крохотном реликварии на коленях у Катрин лежит, по-видимому, священный шип с тернового венца Спасителя, которому и приписывались все эти исцеления. Святая благодать, дававшая янсенистам силу исцелять, была наградой за их стойкость. Мать Аньес неустанно призывала в своих проповедях только к одному — просить Бога о силе выносить любые страдания, какими бы мучительными они не были. Монастырь Пор-Руаяль действительно в конце концов закрыли. История бедствий и чудес, происшедших с его обитательницами, всплыла снова столетие спустя, когда были открыты их описания и это величественное произведение. Оно излучает ту непреклонность веры, переживание которой вдохновило художника к созданию этой картины.
Картина Филиппа де Шампень Малая трапеза (Тайная вечеря).
Христос сообщает апостолам, что один из них скоро предаст его. Атмосфера таинства наполняет происходящее. Свет в картине льется из единственного окна, едва освещая заднюю стену. Это подчеркивает объемность фигур и усиливает ощущение драмы и напряжения. В то время как Христос освящает хлеб, апостолы безмолвно выражают свои чувства. Насыщенный цвет драпировок и ритмический узор складок скатерти помогают взгляду зрителя воспринимать картину. В отличие от современных ему художников итальянского барокко. Шампень избегал открыто драматических сцен, однако сдержанные и благородные чувства, переданные в его картинах, отличаются глубиной и внутренней силой. Фламандец по происхождению, Шампснь натурализовался во Франции, где был портретистом при дворе Людовика XIII. Одна из самых известных его работ - строгий, аскетичный портрет кардинала Ришельс в полный рост.
Филипп де Шампень умер 12 августа 1674 года в Париже. ссылка на статью

Другие объекты из этого собрания