decor
Следите за нашими новостями

DUBOIS, Jacques (1694-1763), Секретер

Секретер
  • Артикул 1086

+ лот 144.
Secrétaire en bois de violette à réserves de bois de rose soulignées d'un fflet ; un tiroir en haut ; un abattant décou¬vrant un casier à petits tiroirs ; deux portes en bas ; montants à pans coupés décorés de filets de houx ; marbre gris Ste Anne à coins vifs. Estampille de Dubois et JME. H. 130 x L. 85 x R 35.5 cm. (poignées tom¬bantes rapportées).

Поделиться:

Информация об авторе

Дюбуа Жак
Ок. 1693 – 23 октября 1763
Получил звание мастера 5 сентября 1742 года.
Один из крупнейших парижских краснодеревщиков эпохи Людовика XV, наряду с Бернаром Ван Ризенбургом (Ванрисамбур) и Жозефом Баумгауэром, и, в отличие от своих коллег по цеху, имеет старинные французские корни. Прежде чем в возрасте 49 лет получить право самостоятельно заниматься ремеслом, Жак Дюбуа в течение долгого времени был вольным рабочим в Предместье Сен-Антуан, где была создана неклейменая мебель, автором которой, возможно, был именно он. У него остается только двадцать лет на блестящую карьеру. Их он проводит на улице Шарантон, напротив резиденции Черных мушкетеров (ныне там стоит Офтальмологический центр). Его вдова и сын  Рене продолжат заниматься его делом  еще в течение двадцати лет. При жизни Жак Дюбуа был довольно известен. Возможно, у него был собственный мебельный магазин, где он продавал мебель, как соотечественникам, так и иностранцам. Может быть, он работал и на торговцев товарами, о чем свидетельствуют повторяющиеся модели, бывшие в то время в моде, – комоды, бюро с наклонной поверхностью. Кроме того, на ровном бюро «де Верженн», находящемся в музее Лувра хорошо видно клеймо краснодеревщика Мижона, который тоже был торговцем, и слегка размыто - клеймо  Дюбуа. Довольно распространенная практика среди  торговцев,  старавшихся присвоить себе  авторство товаров, которые они продавали. 
Вполне возможно, он получал заказы и из России. Некоторая часть его изделий, упомянутых в трудах, которые были опубликованы в период между двумя войнами, принадлежала коллекционерам из Центральной Европы. Вместе с тем, Пьер Верле  упоминает об очень необыкновенном угловом шкафе из музея Поля Гетти,  выполненном в стиле, по его словам, не имеющим ничего общего со специфическим французским вкусом. Эта мебель, доставленная графу Браницкому в Варшаву, видимо была создана по чертежу Николя Пино, сохранившемуся в Музее декоративного искусства. А в 1716-1722 гг. Николя Пино пребывал в Санкт-Петербурге в качестве «первого скульптора Его царскаго пресвятого величества». Также известно, что возвратившись во Францию, он сохранил отношения со своими русскими клиентами. И наконец, нужно добавить, в подтверждение или нет, что этот угловой шкаф пришел из Центральной Европы, а точнее из коллекции Альфонса де Ротшильда из Вены.
Подобно своим коллегам Жак Дюбуа создавал классическую мебель в стиле Людовика XVI, красивую и качественную, но не особенно примечательную. Зато множество первоклассных изделий и настоящих шедевров раскрывают его манеру и приемы, то, что теперь называется «стилем Дюбуа».
БРОНЗА В ОТРЫВИСТОМ РИТМЕ
«Стиль Дюбуа» смешивается со стилем рококо, использованием которого этот мастер-краснодеревщик так прославился. Стиль рококо ярко выражен в рисунке из бронзовых элементов, которые Дюбуа щедро использует для украшения своей мебели. Если на упомянутом шкафе они присутствуют в невероятно большом количестве, то на других изделиях их количество относительно умереннее, они используются разумнее, но всегда с восторженной, гармоничной, полной изобретательности ноткой. Эти бронзовые элементы безупречны в своем исполнении. В отличие от обычно более сдержанных работ Бернара Ван Ризенбурга и более  вытянутых изделий Жозефа, они следуют очень оживленному отрывистому ритму, кривые и контр-кривые, довольно короткие, гармонируют, сталкиваются,  находят друг на друга как волны.
Они часто пышно украшают и обрамляют филенки на комодах, угловых шкафах, бюро с наклонной поверхностью, а также на выдвижных ящиках ровных бюро. К вязи в стиле рококо достаточно часто присоединяются растительные мотивы. Очень натуралистичные цветочные гирлянды украшают поверхности некоторых крупных комодов. За углы большинства изделий цепляются цветы и листья. Заметное обилие этих бронзовых элементов, растянувшихся по бокам от верха до самого низа, является еще одной характерной чертой краснодеревщика. Но важность, придаваемая бронзе в работах Дюбуа, не должна отодвигать на задний план полотно, на которое она нанесена. Это и фанеровка из розового и фиалкового дерева и сатина, цветочные и лиственные  маркетри из поперечного среза дерева, характеризующиеся просторными композициями и продолговатой и заостренной формой листьев, часто китайские, иногда японские, лаки, и наконец, европейский лак, нанесенный в стиле стран Дальнего Востока.
Работы Жака Дюбуа ограничиваются эпохой Людовика XV, если исключить несколько изделий в стиле Периода перехода или начала эпохи Людовика XVI, которые возможно были созданы им самим в конце карьеры, но автором которых с большей долей вероятности может считаться его сын Рене, работавший с ним. Чувствуется, что он отдает предпочтение моделям больших или средних размеров, но нам также известно, что он создал вычурные, очень маленькие бюро с наклонной поверхностью и даже ларчик для драгоценностей. Три типа мебели доминирует среди всех, произведенных им изделий: комод, ровное бюро и бюро с наклонной поверхностью.
ТИПОВАЯ МЕБЕЛЬ
• Небольшой выгнутый комод с двумя выдвижными ящиками без распорки, обычно покрытый лаками из стран Дальнего Востока или имитирующими их лаками, более или менее продумано украшен декором из бронзовых элементов в стиле рококо, обрамляющую поверхность мебели. Появляется угловой орнамент и выступы, защищающие подъемы. Некоторые бронзовые детали, например консоль фартука, встречаются на многих образцах. На проданном в Париже 11 марта  1975 года одном из этих небольших комодов, покрытых китайским лаком, представлен бронзовый декор, идентичный декору на двух других комодах, тоже покрытых лаком, из коллекции Гольдшмидта-Ротшильда в Берлине, проданной в этом городе в период с 25 по 25 марта 1931 года.
• Большой выгнутый комод с двумя выдвижными ящиками без распорки, покрыты лаками стран Дальнего Востока и европейским лаками, а также фанеровкой или маркетри. Она имеет одну особенность – в центре фасада располагается большая бронзовая рамка, к которой иногда крепятся ручки.  Такая расстановка не является эксклюзивным приемом Жака Дюбуа, ее использовали многие его коллеги, - но здесь мы обнаруживаем отрывистый стиль бронзовых элементов, более роскошные модели украшены пышными цветочными гирляндами, о которых упоминалось выше. К этой категории принадлежит пара необыкновенных комодов из коллекции Ниаркоса (21). Эти два изделия украшены легкой цветочной мозаикой из поперечного среза дерева, инкрустированной в основу из фиалкового дерева, и потрясающей композицией из бронзовых элементов в виде рокайлей и цветов. Комод из Уоддесдон Мэнора почти так же украшен бронзовыми элементами, он имеет такие же размеры (длина – 165 см) и обшит сатином;  любопытный переливчатый эффект был достигнут благодаря наклонному пилению. Можно назвать еще много комодов, украшенных бронзой подобным образом, один из этих комодов находится в королевском дворце Генуи;  другой, репродуцированный в работе Фёльнера «Kunstgschichte des Môbels»  (№ 281), опубликованной в 1927 году, был частью коллекции Честера Битти в Лондоне;  еще один без клейма в 1915 году был завещан музею Лувра Базилем Шлихтингом.
Заслужили право быть упомянутыми и несколько больших комодов с центральным бронзовым картушем, но без лиственных гирлянд. Среди лучших образцов комод с фанеровкой из сатина и чередующимися прожилками, выставленный в Париже в 1978 году на Восьмой выставке антиквариата (коллекция Дома де Варенн), комод, покрытый китайским многоцветным лаком и позолотой на черном фоне, украшенный пейзажем, оживленным людьми, проданный в Париже в том же году, и наконец, большой комод с очаровательной волнистой отделкой из палисандра Рио, щедро украшенный бронзовыми листьями, с двумя выдвижными ящиками и двумя боковыми дверцами, проданный в Париже 9 декабря 1999 года. 
•  Ровное бюро: клеймо Дюбуа стоит на некотором количестве изделий, которые, впрочем, не очень примечательны. Зато мы можем обнаружить его «бронзовый» стиль на некоторых замечательных изделиях, таких как, например, т.н. бюро «де Шуазель», сохранившееся в музее Лувра, оно могло бы послужить эталоном. Оно украшено филенкой, покрытой японским лаком золотого и серебряного цвета на черном фоне и обрамленной бронзовым декором. Говоря об особенных чертах, нужно упомянуть орнамент в форме рокайлей и цветов, а также мотивов в виде S, который удлиняется до самых ножек и разделяет выдвижные ящики и картуш в стиле рококо, расположенный  в центре боковых поверхностей. Аналогичные бронзовые мотивы находятся на двух неклейменых бюро, авторство которых приписано Дюбуа. Один в Государственном музее Амстердама покрыт фиалковым деревом, второй из коллекции Патино, выставленной в Нью-Йорке в 1986 году,  - китайским лаком. И наконец, следует отметить, что на этой мебели, как и на большей части ровных бюро с клеймом Дюбуа, что планка у ножек состоит из трех кривых, образующих двойную фигурную скобку и ясно подчеркивающих наличие трех ящиков.
• Типичное бюро с наклонной поверхностью, тип мебели, которому Дюбуа отдавал предпочтение, украшен лаком стран Дальнего Востока или европейским лаком. Планка иногда принимает форму двойной фигурной скобки, которые встречаются на ровных бюро. Бронзовые элементы включают обычные волюты, рокайли и листья, орнамент на выступающих  углах ножек  удлиняется и принимает продолговатую цветочную форму. Откидная крышка, иногда планка и бока часто обрамлены лиственным и цветочным орнаментом продолговатой формы. В центре откидной крышки и по углам имеются типичные небольшие крючки в форме завитков. Некоторые модели очень небольших размеров являются самыми изысканными произведениями XVIII века. Самым ценным, несомненно, остается бюро с наклонной поверхностью, покрытое японским лаком, 91 x 57 x 37 см, украшенное под видом бронзы серебряным гарнитуром, осторожно отчеканенным мастером серебряных и золотых дел Одри. Эта особенная мебель, проданная в Париже 26 июня 1951 года вместе с коллекцией барона Зейдлица (№192) перешла в коллекцию Патино. В 1955-1956 гг. она участвовала в выставке Великие парижские Краснодеревщики и Столяры (№90) в Музее декоративного искусства.
Существуют и бюро очень крупных размеров с наклонной поверхностью, такого же исключительного качества. Речь идет о модели с ящиками, украшенными филенкой, покрытой лаком, имитирующим лак Дальнего Востока, с авантюриновыми рамками и искусно отчеканенными бронзовыми элементами. Известно о четырех образцах очень похожих один на другой; первое принадлежало маркизу де Лавальеру, другое было продано в 1931 году с коллекцией Октава Гомберга, третье  в 1935 году с коллекцией  А. фон Гольдшмидта-Ротшильда, последнее  фигурировало в продаже коллекции крупного парижского антиквара 6 ноября 1991 года в Париже (68). Наоборот, изделие намного меньших размеров, но довольно ценное, очень маленький ларчик для драгоценностей (длиной 33 см), покрытый японским лаком, стоящий на четырех выгнутых ножках, покрытых красно-коричневым лаком с золотистым отливом, было продано в Париже 21 ноября 1974 года.  Он украшен очень изящным орнаментом в виде рокайлей и цветочных гирлянд из позолоченной бронзы. Наряду с этой характерной мебелью, которая даже без клейма может быть смело отнесена к изделиям Жака Дюбуа, мастер создал более  классические модели, как роскошные, так и простые – небольшие узкие комоды, пузатые комоды, бюро с наклонной поверхностью, секретеры, низкие книжные шкафы, небольшие столики – все украшены ровной фанеровкой, маркетри или лаком. Некоторые из моделей обычного качества подтверждают, что, следуя примеру многих краснодеревщиков своего времени, он производил мебель не только для пышных апартаментов, но и для должностных жилых помещений.
И наконец, кроме величественного углового шкафа из музея Поля Гетти, у Жака Дюбуа есть и другие изделия, менее обычные или вне серии: секретер выгнутой формы, покрытый лаком в дальневосточном вкусе, декорированный бронзовыми элементами рококо с завитком, высота – 133 см, проданный за сумму больше семи миллионов франков в Париже 19 марта 1990 года, большие роскошные часы (высота 228 см), величественной формы, из розового, фиалкового дерева, с цветочным маркетри, украшенный пышным декором из бронзовых элементов в стиле рококо (часовой механизм маркирован Шевалье в Париже), проданные в Лондоне в 1962 году; стенные часы с фундаментом из черного рога, инкрустированного медными цветочными ветвями, орнамент в виде бронзовых музицирующих детей, химер и птиц (высота – 120 см, выставка Великих краснодеревщиков, музей декоративного искусства, 1955 год, №93) ; и наконец, в том же стиле Людовика XIV, мебель, украшенная маркетри «Буль» из меди и черепахового панциря в форме зеркального по контрасту узора, которую он несомненно восстанавлмвал. Следует упомянуть ровное бюро на шести ножках из коллекции Ашбернхэма, проданное в Лондоне  (26 июня 1953 года), и консоль на шести ножках, объединенных одной распоркой, еще одна модель с использованием техники «Буль», с инкрустированными в основу из меди элементами из черепахового панциря, была продана в Сен-Жермен-ан-Лэ с коллекцией Рауля Анселя 25 июня 1986 года.
МУЗЕИ
Мебель исключительно в стиле Людовика XV
Лангр, музей древностей
Комод, инкрустированный орнаментом в виде ветвей и бронзовых рокайлей.
Париж, музей декоративного искусства
Очень маленький комод, покрытый европейским лаком с декором в китайском стиле, фон красный.
Париж, музей Карнавале
Небольшой комод, покрытый черным, красным и золотым лаком в китайском стиле, украшен бронзовыми элементами в стиле рококо (наследие Бувье).
Читальный стол из розового дерева, инкрустированный орнаментом в виде ветвей, подвижная центральная доска в форме пюпитра (наследие Бувье).
Париж, Лувр
Большой комод из розового дерева, центральный картуш  инкрустирован цветами, крупный декор из бронзовых элементов в стиле рококо (без клейма; наследие Шлихтинга).
Комод, покрытый китайским лаком и позолоченной бронзой, ок. 1745-1750 гг. (дар. Грог-Карвена, 1973 год).
Т.н. ровное бюро «де Шуазель», покрытое японским лаком, крупный декор из бронзовых рокайлей и цветов, длина – 184 см.
Т.н. ровное бюро «де Верженн», фанеровка из розового дерева, крупный декор из бронзовых элементов (клеймо Ж.Дюбуа и Мижона), длина – 199 см.
Лондон, коллекция Уоллеса
Пара угловых шкафов на основании в стиле Крессана, фанеровочная древесина и бронзовый декор в форме женского маскарона,  95 x 47 см.
Лондон, Уоддесдон Мэнор
Большой комод, отделка из муарового сатина и розового дерева, бронзовые рокайли, центральный картуш и цветочные гирлянды, длина – 165 см.
Угловой шкаф, сатин, инкрустация в виде цветов, фанеровочное дерево.
Очень большое изделие выгнутой формы, сочетающее секретер и шкаф, с часами, над которыми возвышается орел и по бокам от которых сидят две аллегорические женские фигуры из позолоченной бронзы, покрытие японским и европейским лаком, очень пышный декор из бронзовых элементов, высота 409 см (клеймо Ж.Дюбуа и Жана Гойе, краснодеревщика специализирующегося на оболочках для часов).
 Крупное изделие, сочетающее бюро и книжный шкаф, розовое дерево, инкрустация цветами, бронзовые рокайли, высота – 238 см.
Небольшое бюро с наклонной поверхностью, покрыто лаком из Японии, украшено позолоченными бронзовыми элементами, длина 52.5 см.
Кливленд, музей искусства
Ровное бюро из фанеровочного дерева.
Малибу (Калифорния), музей Поля-Гетти
Очень внушительный угловой шкаф, на верхушке которого находятся часы  и бронзовые канделябры, фанеровка из сатина, инкрустация из фанеровочного дерева, необыкновенный декор из бронзовых рокайлей, высота – 290 см (приобретен на аукционе в 1979 году А.Оджехом).
Пара угловых шкафов с дверцей, китайский лак, обрамление с декором из бронзовых рокайлей.
Низкий секретер, покрытый японским лаком и украшенный европейскими персонажами, 101 x 115 см.
Амстердам, государственный музей
Ровное бюро с фанеровкой из фиолетового дерева, крупный бронзовый декор в виде рокайлей.
Лиссабон, музей Галуста Гюльбенкяна
Большое ровное бюро из фанеровочного дерева, длина – 200 см.


Фотогалерея

Другие объекты из этого собрания