LATZ Jean-Pierre, Секретер

- Артикул 1968
+ лот 1040
SECRÉTAIRE GALBÉ en placage de satiné, ouvrant à un abattant mouvementé en partie haute, découvrant un « castin » et à deux vantaux en partie basse, encadrés de montants pincés, sur des côtés évasés, terminés par des pieds cambrés. Décor en façade de quatre motifs disposés en quatre feuilles rayonnantes, dans des encadrements mouvementés en accolade d'amarante. Estampille de LATZ - ébéniste parisien - décédé le 4 août 1754. Époque Louis XV. Marbre brèche d'Alep mouluré d'un bec de corbin et d'un cavet. Ornementation de bronzes ciselés et dorés: chutes, entrées de serrure, sabots et tablier. Fentes et accidents. H. : 132 cm, L. : 93 cm, P. : 31 cm. Il a sous privilège royal le droit de marque à partir de 1740.
Описание, иконография
Экспертное заключение
Сведения об авторе
ЛАТЦ Жан-Пьер
Ок. 1691 – 4 августа 1754 года.
Один из крупных краснодеревщиков времен Людовика XV, несмотря на относительно ограниченное количество занесенных в список изделий с его клеймом. Стиль его работ, исключительное качество маркетри и бронзовых деталей практически ставят его на один уровень со знаменитым Бернаром II ван Ризенбургом (BVRB). Благодаря исследованиям Генри Хоули из музея Кливленда (34), сегодня у нас есть возможность лучше познакомиться с жизнью и творчеством этого малоизвестного ремесленника.
Жан-Пьер Латц родился в Кёльне и переехал в Париж в 1719 году, вероятно предварительно закончив обучение в своем родном городе. Он принял французское гражданство в 1736 году и через три года женился на дочери предпринимателя, работавшего в области недвижимого имущества, Марии Магдалине Сэйнья. Почти в то же время он получает грамоту привилегированного королевского краснодеревщика, благодаря которой он теперь имеет право ставить клеймо, не получая звание мастера. Он открывает мастерскую на улице Фобур-Сен-Антуан в здании под вывеской «Сен-Эспри». В течение 1740 года в просторных мастерских, где работало до девяти краснодеревщиков и три гравёра, его продукция не перестает расти так же, как и его известность. Он поставляет изделия торговцам товарами и с их помощью или напрямую – богатым клиентам и нескольким европейским правителям: королю Пруссии Фридриху II, королю польскому и курфюрсту саксонскому Августу III, герцогине Луизе-Елизавете Пармской, старшей дочери Людовика XV. Нет ничего удивительного в том, что некоторое количество мебели, с клеймом Латца или авторство которой приписано ему, в настоящем находят в Потсдаме, в замках в окрестностях Дрездена и наконец, в Квиринальском дворце в Риме, нынешней резиденции президента Республики, куда после объединения Италии была перевезена часть мебели Пармской.
На Латца работало много ремесленников, скульпторов, литейщиков, гравёров, золотильщиков, лакировщиков. После его кончины, они будут упомянуты в числе его кредиторов. Но, как на то указывает перечень станков, находившихся в его мастерской, некоторые бронзовые украшения он создавал сам, что приводило к конфликтам между ним и сообществом литейщиков. И наконец, он регулярно сотрудничал с часовщиками, которым поставлял корпусы для часов. По словам Генри Хоули, они составляли большую часть его продукции. В описи, проведенной после смерти мастера в 1754 году, насчитано не менее ста семидесяти изделий, одно из которых предназначалось для короля Пруссии Фридриха. Его вдова продолжит заниматься его мастерской, но только в течение двух лет. После ее смерти в 1756 году будет проведена новая опись.
ВЛИЯНИЕ БУЛЯ
Список изделий, созданных Латцом, поражает своим разнообразием и невероятным изобилием. Используя технику Буль, он украшает некоторые большие часы и маятниковые часы с величавыми гермами медным маркетри, элементами из черепахового панциря, окрашенным рогом, иногда в фон из одного материала вставляя узор из второго, и наоборот - в фон из второго материала вставляя узор, созданный из первого материала. Впечатление роскоши, которое производит этот орнамент, усиливается богатством бронзовых элементов в стиле Людовика XVI: маски, маскароны, барельефы и мифологические персонажи, химеры, когтистые лапы и т.д. Одни из этих часов, отмеченные клеймом и даже больше – датированные 1744 годом, принадлежат музею Кливленда. Одни маятниковые часы с гермой, неклейменые, но с неполной уверенностью приписанные руке Латца, находятся во дворце Сан-Суси в Потсдаме около Берлина. Вторые, из замка короля Саксонии в Дрездене, были проданы в Монако 14 июня 1981 года.
Заслуживают внимания и другие изделия из медного рисунка на черепаховом фоне красного цвета. Речь идет о ровном бюро, на котором стоит клеймо и которое датировано «LATZ FECIT MDCCXLIV» . Эта сделанная чернилами надпись находится под столешницей, которая крепится к каркасу мебели металлическими держателями и, благодаря своему особому положению, может выдвигаться. Бюро участвовало в торгах в Париже 8 июня 1990 года.
ФАНЕРОВКА И МАРКЕТРИ
Ровная фанеровка с зигзагообразным орнаментом, с орнаментом в клетку и чаще всего цветочным или лиственным маркетри, создается с той же тщательностью и той же заботой о качестве. Утонченные, гармоничные, часто пышные маркетри выделяются на фоне розового дерева или сатина деревом, окрашенным в светлые тона, или фанеровочным деревом. Они украшают часы, комоды, бюро, небольшую мебель с элегантными контурами, наряду с обилием бронзовых деталей, тоже красиво вычеканенных, но больше в стиле рококо и рисунком практически гибким и динамичным.
ЧАСЫ
В Уоддесдон Мэнор около Лондона находятся часы, инкрустированные цветами и ветвевидным орнаментом, из фанеровочного дерева, украшенные бронзовыми рокайлями, на часах стоит клеймо Латца. Другие часы, не имеющие клейма, но авторство которых приписано ему же, в двух практически одинаковых экземплярах, имеющих неровную форму, были проданы в Монако 12 декабря 1982 года и 27 мая 1984 года. Однако это авторство вызывает сомнения, потому что на двух похожих изделиях стоят клейма: Дюамеля и Льето – на первом, и Жака Дюбуа – на втором (см. разделы, посвященные этим мастерам).
КОМОДЫ
Три комода, практически идентичных по бронзовому декору и отличающихся фанеровкой и маркетри, образуют однородную группу изделий, выполненных в характерной для Латца манере. Единственное изделие с клеймом находится в Квиринальском дворце в Риме и прибыло туда из Пармского Двора. Оригинальная волнообразная фанеровка из корня ореха подчеркивает большую композицию из вязи, пальмовых ветвей, листьев, которые разбавляются бронзой, все перечисленное составляет большой центральный картуш. Такой же бронзовый декор используется и на другом неклейменом комоде из Квиринальского Дворца, украшенном маркетри из цветущих ветвей (35). Тоже маркетри, но на этот раз в виде корзинки с цветами, и идентичный бронзовый декор, но с заметными модификациями на подъемах углов и на ручках, украшают третий неклейменый комод, побывавший на торгах в Париже 19 марта 1981 года.
УГЛОВЫЕ ШКАФЫ
Не менее однородной является и группа угловых шкафов, из которых известны три пары, очень похожие друг на друга. Они имеют одинаковую форму с достаточно ясно выраженным контуром и консолью, образующей центральную ножку, две дверные створки и выдвижной ящик и украшены маркетри с богатым декором из бронзовых рокайлей. Два шкафа из коллекций антиквариата Жосса (торги, проведенные в Париже 28 и 29 мая 1984 года, №158 и №159) и Бюра (галерея Шарпантье, 17 и 18 июня 1937 года, №193) инкрустированы ветвями с цветами из окрашенного дерева. Рядом с клеймом Латца стоит Клеймо Будена, который должен был продать их сразу же после смерти их автора (в нынешнее время они находятся в музее Карнавале). Вторая пара угловых шкафов с клеймом «Artz», инкрустированных цветущими саженцами из фанеровочного дерева, успешно побывали в коллекциях Вильденштайна, Акрама Оджеха (аукцион в Монако в 1979 году) и Шарля Клора (Монако 6 декабря 1985 года). Два изделия также носят отметку Шато-д’Э. Третья пара, лишенная клейма, но поступившая из замка Анэ, участвовала в торгах в Монако 15 июня 1981 года. Эти два угловых шкафа инкрустированы цветущими ветвями, над которыми возвышается что-то вроде граната или большого семени, покоящегося на листьях, этот мотив постоянно встречается на мебели с клеймом «Artz», но в то же время на ней стоят и клейма других краснодеревщиков.
Общее расположение бронзовых украшений на всех трех комплектах шкафов одинаково. Говоря о деталях, нужно обратить внимание на большое сходство между шкафами Бюра и Вильденштайна: те же ажурные угловые подъемы, те же ножки, те же мотивы птичьих крыльев в центре выдвижного ящика. Бронзовый декор на неклейменых шкафах несколько отличается, но сохраняет тот же порядок.
Наконец, стоит отметить четвертую пару шкафов почти идентичных в плане бронзовых элементов предыдущим парам, но украшенных не цветочным маркетри, а фанеровкой из фиалкового дерева с чередующимися прожилками. Эти два различные по размеру изделия, находящиеся в настоящее время в коллекции Ниаркоса (21),отмечены клеймом Пьера Русселя. Это позволяет думать, что последний отреставрировал или скопировал их.
НЕБОЛЬШАЯ МЕБЕЛЬ И РОВНЫЕ БЮРО
За свою карьеру Латц также создавал мебель, обладающую менее выраженными характерными чертами, но такого же высокого качества. Речь идет о комодах, ровных бюро и небольшой мебели, в которой мастеру с исключительной искусностью удалось облегчить бронзовый декор, сохранив изысканность, характеризующую его работы. В частности, бюро «капуцин» из Уоддесдон Мэнор (на нем стоит еще одно клеймо – Д.Жанти, который вероятно его чинил); небольшой элегантный письменный стол без клейма из коллекции Грога-Карвена (36), украшенный маркетри, в котором из большого семени выходят стебли; другой очень маленький стол-шифоньер из той же коллекции (37), изящный, с ажурным бронзовым падающим орнаментом, выделяющим фанеровку с гравировкой в виде имитации чеканной бронзы; два парных шифоньера, идентичных предыдущему, проданных в Лондоне в 1973 году, а затем 9 декабря 1982 года; и наконец, бюро с наклонной поверхностью, основа из фиалкового дерева которого инкрустирована цветами, оно с редким изяществом украшено замечательным бронзовым декором, было подарено Людовиком XV маркизе де Помпадур (21, колл.Ниаркоса).
ЛАКИРОВАННАЯ МЕБЕЛЬ
Еще одно бюро с наклонной поверхностью входит в другую группу изделий Латца, группу менее многочисленную, состоящую из мебели, покрытой лаком стран Дальнего Востока или европейскими лаками. Упомянутое бюро, украшенное декором в китайском стиле из алого и золотого лака, было продано в Париже в 1991 году (антикв.колл. Флоренса Дж.Гульда).
Упомянем также элегантный выгнутый комод, на этот раз покрытый китайским лаком, украшенный обрамлением в виде бронзы в стиле рококо и гористыми пейзажами и пагодами, золото на черном фоне (аукцион в Париже, декабрь 1996 год); пару угловых шкафов с многоцветным декором из сосен и сливовых ветвей (Париж, 20 декабря 200 года) и т.д.
Остается добавить, что следуя примеру своих коллег, даже самых авторитетных, Латц создал очень простую мебель и, тем не менее, аккуратную. А также более традиционные модели, иногда относящиеся к эпохе Регентства. Обязательное использование собственного клейма было утверждено согласно Положению 1743 года, вошедшему в силу благодаря Указу 1751 года, поэтому неудивительно, что было найдено так мало изделий с клеймом Латца. Вероятно, регулярно клеймо на свои изделия он стал ставить только в конце карьеры. Его вдова, должно быть, поставила клеймо на некоторых его работах в период между 1754 и 1756 годами. Все остальные работы неизвестны. Вполне возможно, авторство некоторых из них по ошибке было приписано другим краснодеревщикам. К тому же обнаружено смущающее сходство между мебелью, обладающей наиболее типичными для работ этого краснодеревщика чертами, и моделями с клеймом его коллег по цеху. Сходство до такой степени большое, что возникает вопрос, не поставили ли последние свои клейма на его изделия после его смерти. Речь идет о группе часов. Другими примерами являются некоторые из упомянутых выше угловых шкафов: шкафы из коллекции Ниаркоса, отмеченные клеймом Русселя, шкафы из коллекции Бюра, отмеченные клеймами Латца и Будена. Во втором случае Буден, получивший звание мастера только через семь лет после смерти Латца и ставший торговцем лишь в 1772 году, скорее всего, позднее приобрел изделие коллеги и поставил на нем свое клеймо. Что же касается Русселя, который тоже был намного моложе Латца, на ум приходят два объяснения и трудно сделать между ними выбор: либо это подражание мастеру с некоторыми модификациями, либо он просто поставил свое клеймо на шкафах, созданных Латцом, но не отмеченных его клеймом.
МУЗЕИ
Мебель исключительно в стиле Людовика XV
Париж, музей Карнавале
Пара угловых шкафов с двумя дверцами, инкрустированных цветущими ветвями и украшенных орнаментом в стиле рококо из позолоченной бронзы; также отмечены клеймом Будена (антикв.колл. Бюра; наследие Померанца, 1991).
Париж, Лувр
Небольшой стол-шкаф со столешницей в форме почки, в основу из розового дерева инкрустированы цветы, декор из искусно отчеканенных бронзовых элементов в стиле рококо, на углах – ажурный падающий орнамент, 72 x 37 x 26,5 см (дар Грога-Карвена)
Комод в стиле Людовика XV с тремя выдвижными ящиками, с маркетри из ромбов 87 x 130 см.
Лондон, Уоддесдон Мэнор
Часы величественной формы, покрытые розовым деревом и сатином, цветочное маркетри из фанеровочного дерева, бронзовые элементы в стиле рококо, увенчанные завитком в виде буквы С. Высота – 223 см.
Небольшое бюро «капуцин» с раздвижным механизмом, инкрустация цветами, длина – 64,5 см (клейма Латца и Жанти).
Кливленд, музей искусств
Большие часы из эбенового дерева, медная основа инкрустирована черепаховыми элементами, высота – 258 см (клеймо, датированы 1744 годом).