Saint-Aubin, Gabriel Jacques de (1724–1780), СЕНТ-ОБЕН, Габриэль де. Художник перед бюстом Людовика XV

- Артикул 0800
+
École FRANCAISE du XVIIIe siècle,
entourage de Gabriel de SAINT AUBIN
Le peintre devant le buste de Louis XV
Toile
68,5 x 90,5 cm
Restaurations
Описание, иконография
"Художник перед бюстом Людовика XV".
Французская школа, 18 века.
Экспертное заключение
Сведения об авторе
СЕНТ-ОБЕН, Габриэль де (Saint-Aubin, Gabriel de) 1724, Париж — 1780, Париж. Французский график, живописец. Происходил из семьи художников: его отец, дядя и брат были придворными рисовальщиками короля.
С 1747 Габриэль посещал курсы при Королевской академии живописи и скульптуры, учился у Жора и Буше. Три раза (1752—1754) принимал участие в конкурсе на Большую премию по классу живописи. Разочарованный неудачей, становится приверженцем Академии Св. Луки: здесь преподает (до 1776), выставляет свои произведения.
Главные достижения Сент-Обена связаны с графикой. Блестящий рисовальщик, общительный и деятельный, он появляется всюду с неизменным альбомом. Мастер импровизации, быстрого наброска, Сент-Обен на лету схватывает характерный типаж, забавную сценку, событие, заполняет рисунками поля каталогов.
Ему удается передать не только облик своей эпохи, но и ее духовную атмосферу: Представление балета "Армида" в Парижской опере в 1747 году, Общество на прогулке (оба — Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж); офорты Салон в Лувре в 1753 году, Поливка аллей (1760), Уличная сценка с шарлатаном (ок. 1760), Праздник у Колизея (1772), Увенчание Вольтера лавровым венком во Французском театре в 1778 году; иллюстрации к Описанию Парижа Пиганьоля де Лафорса, к произведениям М. Седена (Шантийи, Музей Конде).
Посещая Салоны, делает в блокнотах зарисовки экспозиции, фиксируя сотни картин, которыми во много рядов увешаны стены; сохранились блокноты, запечатлевшие Салоны 1761, 1769, 1777 (Париж, Нац. библиотека); Салон 1765 (Париж, Лувр) и др.
Сент-Обен любил экспериментировать, сочетая различные приемы и материалы: тушь, бистр, сепию, акварель, гуашь, свинцовый карандаш и т. д.
Не будучи профессиональным гравером, он занимался гравюрой для собственного удовольствия, достигая в своих экспериментах порой необычных эффектов. Так, изображая Конференцию коллегии адвокатов (1776), он превращает официальное собрание в странную таинственную сцену, мастерски манипулируя пятнами интенсивного черного цвета, растворяя формы в пространстве.
Живописных произведений Сент-Обена сохранилось немного (наиболее значительное собрание хранится в Музее изящных искусств в Руане). Художник создает полотна, близкие по темам и духу работам Ватто: Сельский бал (частное собрание), Прогулка в Лоншане (Перпиньян, Музей), Парад на бульваре (1760, Лондон, Нац. галерея), Морской бой (Навмахия) в парке Монсо (1778, частное собрание); в картинах Сент-Обена, пронизанных поэзией, чувствуется веяние предромантизма. Ссылка на статью