decor
Следите за нашими новостями

Инвентарный номер: 09-3127

27.04.2015

Историческая справка о предмете:

Классическая люстра конца XIXв. (ок. 1900 г.) из позолоченной бронзы на пять свечей была приобретена на аукционе Jean Claude Renard во Франции 8 июля 2012 года. Люстра представляет собой несущий шток-стержень, декорированный тремя хрустальными деталями в форме балясин – вазиками, тремя ярусами обручей и короной с кронштейнами для плакетных подвесок. На конце каждого кронштейна светильника располагаются подсвечники в специальном ложементе – бобешке из позолоченной бронзы, опирающиеся на блюдца – профитки, предназначавшиеся когда-то для стекающего воска. Периферийные детали хрустального убранства люстры изобилуют различными формами подвесок: «дубовый лист», «миндаль», «ромашка», а к низу люстры, завершающейся розеткой, подвешено украшение в виде шара – помлот. Габариты: 54×40 см.

Первые люстры с хрустальными и стеклянными подвесками появились в Европе в середине XVII века. Это было крупное стилеобразующее событие в развитии осветительных приборов. Светильники с хрустальными подвесками многократно увеличивали слабый свет от свечей. Сначала люстры украшали относительно простыми по форме подвесками и пронизями из горного хрусталя, которые обрабатывались мастерами-гранильщиками на манер драгоценных камней и стоили очень дорого. Дороговизна горного хрусталя привела к изготовлению его имитации. С начала XVIII века в Богемии и Франции началось производство первых подвесок плакетного типа из стекла. Одновременно формировалась архитектура нового типа люстры с каркасом, напоминающим клетку с предусмотренными кронштейнами для развеса хрустального убранства. Каркас люстры состоял из трех или четырех фигурно изогнутых тяг, соединенных в верхней и нижней частях конструкции в единую «клеточную» конструкцию грушевидной формы. Очертания каждой тяги образовывали по два излома, на каждом из которых крепилось украшение в виде флакона или пирамиды. Подсвечники крепились на дополнительных кронштейнах, повторявших формой нижнюю часть тяг. К низу люстры подвешивали украшение в виде шара или груши – помлот, над ним вешали помлот меньшего размера. Главным декоративным украшением люстры были стеклянные подвески. Они представляли крупные (до 20 см) плакетки с плоской тыльной стороной и несколькими гранями на лицевой стороне, обрамленные сложным фигурным фацетом. Формы подвесок были разнообразны. Считается, что сильно изрезанный контур указывает на работу начала XVIII века, плавные, спокойные очертания подвесок говорят о производстве позднее 1750 года. Плоскость самых больших подвесок иногда декорировали рисунком нарезки алмазой грани в виде звездочек. Наряду с гранеными, встречались также подвески – кабошоны: выпуклые, миндалевидные и грушеобразные. Их формы сложились еще раньше – при изготовлении первых европейских люстр с подвесками из горного хрусталя. Подвески крепились к люстре на посеребренной проволоке с расчетом, чтобы они могли свободно раскачиваться, создавая игру световых бликов и мелодичный звон при прикосновении друг к другу.

Состояние предмета до реставрации:

Работа поступила в Большое собрание изящных искусств ASG с нарушением конфигурации всех кронштейнов люстры, сильным загрязнением, глубокими царапинами и потёртостями позолоты, утратой нескольких декоративных украшений – стеклянных подвесок. Ранее установленные патронодержатели обветшали, поэтому реставрационным советом было решено при проведении реставрационных работ установить латунные патронодержатели, а также полностью заменить электропроводку.

Реставрацию выполнил:

Степанов А.В.

Методика и последовательность реставрации:

  1. Визуальное исследование и фотофиксация
  2. Разборка всех деталей люстры
  3. Расчистка поверхностей от грязи с укреплением левкаса
  4. Промывка и подборка недостающих декоративных украшений (подвесок)
  5. Восстановление конфигурации элементов
  6. Тонировка позолоченной поверхности в местах потёртостей
  7. Полировка, покрытие лакокрасочными материалами элементов
  8. Сборка и монтаж конструкции
  9. Замена электропроводки с установкой латунных патронодержателей и ввинчиванием лампочек
  10. Композиционное расположение декоративных украшений

Фото до реставрации. Инвентарный номер: 09-3127

Фото в процессе реставрации. Часть 1. Инвентарный номер: 09-3127

Фото в процессе реставрации. Часть 2. Инвентарный номер: 09-3127

Фото после реставрации. Инвентарный номер: 09-3127

Поделиться: