decor
Следите за нашими новостями

Инвентарный номер: 17-1775

22.01.2015

Историческая справка о работе:

Шкаф, выполненный в конце XVIII в., был приобретён на рынке антиквариата во Франции 22 октября 2010 года. Книжный шкаф имеет упрощенную форму со створками во всю высоту предмета. Шкаф фанерован наборным шпоном разных оттенков и текстуры и украшен набором маркетри внизу створок в виде центрально-симметричных композиций с расходящимися из центра лучами в прямоугольном окаймлении и паркетного набора над створками. В отделке фасада шкафа использованы декоративные элементы бронзы: на личинке и арбалете – бронзовые накладки. Вверху – мраморная столешница, окаймленная ажурной бронзовой галереей прорезного орнамента. Царга с выступом-арбалетом по центру и с закругленными углами. Протяжки на дверцах шкафа выполнены из орнаментальной латуни. Так же из латуни выполнена сетка, заменяющая стекло в дверцах шкафа. Изначально такие сетки использовали в книжных шкафах средневековой Европы, чтобы защитить книги от грызунов.

Относительно других видов корпусных предметов мебели книжный шкаф появился гораздо позднее. Первоначально функции книжного шкафа выполнял обычный сундук. Как известно, в Средние века книги в основном писали на дорогом пергаменте, поэтому и относились к ним, как к драгоценностям — то есть прятали в сундуках, запирая их на замки. В шкафах же держали разве что амбарные книги или писанные от руки семейные хроники. Но со временем сундуки становились все выше и выше, так как их вместимость не позволяла хранить все необходимые вещи. Первый известный в истории такой книжный шкаф был изображен на одном древнеримском могильном памятнике, который нашли ученые-археологи. Дверцы этого шкафа были открыты, а на полках видны свитки папируса. Это были своеобразные хранилища, которые представляли собой помещение, где было множество полок. Именно здесь хранились свитки из папируса, а позже рукописи.

Позже, приблизительно, в XVI веке появились кабинеты. Сначала они предназначались для хранения книг, а затем, как место, которое позволяло уединиться в тишине для работы и размышления. Именно тогда, в начале XVIII века, в Англии был «изобретен» книжный шкаф со стеклянными дверцами, который занял свое почетное место в кабинете в XVIII веке.

Состояние работы до реставрации:

Работа поступила в Большое собрание изящных искусств ASG в тяжелом состоянии: на всей поверхности преобладали следы от механических повреждений: трещины, вмятины и утрата конструктивных элементов. В результате естественного старения лаковое покрытие потеряло глянец, волокна древесины утратили механическую прочность, вплоть до полного износа, местами древесина внутри разрушена. На поверхности: пылевое и масляное загрязнение и окисление металлических деталей, расшатанные, потерявшие прочность клеевые соединения. От длительного срока эксплуатации и неблагоприятного хранения: в местах соприкосновения подвижных частей – дверцы – потертости, поражение древесины жуком-древоточцем, деформация конструкции, отставание набора маркетри от основы и вспучивание, вздутие и отслоение шпона во многих местах вплоть до полной утраты.

Реставрацию выполнил:

А.В. Волосков

Методика и последовательность реставрации:

  1. Визуальное исследование и фотофиксация
  2. Частичная разборка и очистка всех деталей от грязи
  3. Замывка растворяющими составами старых лаковых покрытий
  4. Дезинфекция древесины
  5. Закрытие каналов жука-древоточца
  6. Повышение прочности древесины (пропитка укрепляющими веществами)
  7. Укрепление и восстановление конструктивных соединений
    • Очистить от старого клея
    • Нанесение свежего подогретого клея
    • Прессовка в струбцинах
    • Выдержка заклейки в запрессованном состоянии 6-8 часов
  8. Устранение вздутий и укрепление шпона на основе
  9. Устранение механических повреждений (вмятин и трещин)
  10. Сплочение конструктивных фрагментов
  11. Восстановление конфигурации элементов
  12. Зафанерование мест утраченной фанеровки с подбором шпона по текстуре или вставок из массива ценных пород дерева
  13. Реставрация деревянной мозаики
  14. Подведение мастичных или иных грунтов в местах утрат
  15. Тонировка нового шпонового покрытия
  16. Тонировка подведенных грунтов
  17. Снятие и чистка металлических элементов
  18. Подготовка поверхности под отделку — выравнивание абразивным материалом и протравка
  19. Сборка всех деталей конструкции
  20. Лаковые покрытия (с промежуточной и финишной полировкой)
  21. Полировка мраморной столешницы

Фото до реставрации. Инвентарный номер: 17-1775

Фото в процессе реставрации. Инвентарный номер: 17-1775

Фото после реставрации. Инвентарный номер: 17-1775

Поделиться: