decor
Следите за нашими новостями

Инвентарный номер: 22-2192

12.01.2015
Инвентарный номер: 22-2192

Историческая справка о работе:

Бюро из ореха второй половины XIХв. было приобретено на рынке антиквариата во Франции 25 октября 2010г. Бюро со скошенной откидной крышкой, декорированной маркетри в виде композиции из лент и растительных завитков. В подстолье – три выдвижных ящика с диагональным набором маркетри из розового и лимонного дерева, центральный из которых – большего размера. Царга имеет фигурную форму. Изогнутые ножки украшены в верхней части накладками золочёной бронзы в виде растительных побегов.

«Бюро» (фр. bureau) — письменный стол с выдвижной крышкой, полками и ящиками для бумаг. Существует несколько видов бюро: традиционное, стол, комод и консоль. За столом-бюро удобно сидеть, а в его ящиках — запирать на ключ всю личную переписку. Хранение писем впоследствии стало основной функцией бюро.

Существуют две версии происхождения бюро: мужская и женская. Согласно первой — маловероятной — изобретением этого предмета мы обязаны средневековым алхимикам, которые накрывали колпаком стол для опытов. Более правдоподобной представляется версия о происхождении бюро от шкатулки с наклонной крышкой — в таких барышни хранили драгоценности и послания от пылких кавалеров. Ответные записочки, как правило, писали на краешке туалетного столика в спальне (до XVIIв. в особняках не было отдельной комнаты-кабинета).

В любом случае историки мебели констатируют рождение бюро в конце XVIIв. Французы до сих пор обозначают словом bureau любой письменный стол, поверхность которого обтянута толстым сукном с тем же названием. Однако это узкая трактовка: большинство мебельщиков понимают под бюро стол с откидной доской и множеством ящиков-отделений. Как правило, тонкой кожей часто бывает обита откидывающаяся часть изнутри. Бюро выполнялись из различных пород дерева в технике маркетри и были украшены инкрустацией, перламутром, золочеными бронзовыми накладками.

Состояние работы до реставрации: Работа поступила в Большое собрание изящных искусств ASG в аварийном состоянии и нуждалась в срочных работах по приостановке разрушения. Естественное старение древесины и хранение предмета в помещении с повышенной влажностью повлияло на распад деревянной мозаики на столешнице, древесина конструкции была поедена насекомыми-вредителями и, как итог, три ножки были сломаны в различных частях. В отличие от тыльной стороны столешницы, закрытой для различных атмосферных воздействий и стареющей медленнее, лицевая сторона больше подвержена разрушению. По мере старения доска начинает изгибаться, что вызывает коробление, растрескивание и другие разрушения доски. Повреждения: общее пылевое и загрязнение металлических деталей, вздутие и отсутствие частей фанеровки из дерева темных тонов, трещины, вмятины, сколы, вздутие и отслаивание лакового покрытия.

Было решено разработать план реставрационных работ маркетри, используя технологическую карту из книги Lucien Chanson «Traité d’ ébénisterie» (фр. «Книга о столярной работе»)

Последовательность работ:

  • Удаление лака, обработка спиртовым раствором.
  • Нанесение клея на основу в местах отслоения элементов маркетри.
  • Покрытие панно тканью, пропитанной клеем. Сушка ткани под утяжелителями в течение 24 часов, наложение второго слоя клея с аналогичной просушкой.
  • Нагрев шпона для отслоения старого клея, для избежания сильного нагрева шпона и возгорания древесины, пчелиный воск наносится на лицевую сторону того места, куда попадает теплый воздух.
  • Клинок во время работ периодически погружается в кипящую воду.
  • Старый клей соскабливается из-под шпона всухую, затем обратная сторона промывается кипятком.
  • Элементы шпона приклеиваются горячим клеем, по основе растягивается бумага, затем запрессовывается в струбцины. Периодически бумага меняется для впитывания излишков влаги.
  • Спустя сутки струбцины разжимаются, ткань отклеивается, поверхность шпона очищается.
  • В местах утрат приклеиваются вставки из массива ценных пород дерева, предварительно вырезается шаблон из твердого картона для горячего склеивания.
  • Повторное прессование под струбцинами: с целью расположения элементов маркетри с лицевой стороны на одном уровне с обратной стороны подкладывается мягкий картон, пробка или полистирол.
  • Просушка.
  • Удаление бумаги, приклеенной с обратной стороны.

Реставрацию выполнил:

А.Х. Сунгатуллин и И.А. Сидорова

Методика и последовательность реставрации:

  1. Визуальное исследование и фотофиксация
  2. Полная разборка и очистка всех деталей от грязи
  3. Замывка растворяющими составами старых лаковых покрытий
  4. Дезинфекция древесины
  5. Повышение прочности древесины (пропитка укрепляющими веществами)
  6. Укрепление и восстановление конструктивных соединений
    • Очистка от старого клея
    • Нанесение свежего подогретого клея
    • Прессовка в струбцинах
    • Выдержка заклейки в запрессованном состоянии в течение 6-8 часов
  7. Устранение вздутий и укрепление шпона на основе
  8. Устранение механических повреждений (вмятин и трещин)
  9. Восстановление конфигурации элементов
  10. Подбор древесины нужного типа и качества, изготовление утраченных элементов
  11. Фанерование мест утраченной фанеровки с подбором шпона по текстуре или вставок из массива ценных пород дерева
  12. Восстановление фоновых и орнаментальных элементов маркетри (растительных, животных и фигур)
  13. Подведение мастичных или иных грунтов в местах утрат
  14. Тонировка нового шпонового покрытия
  15. Тонировка подведенных грунтов
  16. Снятие металлических элементов
  17. Работы по восстановлению металлических элементов или их фрагментов (чистка)
  18. Подготовка поверхности под отделку — выравнивание абразивным материалом и протравка
  19. Сборка всех деталей конструкции
  20. Лаковые покрытия (с промежуточной и финишной полировкой)

фрагмент "Книга о столярной работе"

Фото до реставрации. Инвентарный номер: 22-2192

Фото в процессе реставрации. Инвентарный номер: 22-2192

Фото после реставрации. Инвентарный номер: 22-2192

Поделиться: