Инвентарный номер: 23-1012
Историческая справка о работе:
Зеркало в раме из красного дерева было приобретено на рынке антиквариата во Франции 1 сентября 2010г. Напольное зеркало-псише 1-ой четверти XIXв. на колесиках украшено множеством декоративных бронзовых накладок: в верхней части, на округленной формы раме зеркала и по центру нижней перекладины цилиндрической формы – золоченые бронзовые накладки в виде растительного орнамента, на арочных ножках – накладки в форме листьев аканта, опоры увенчаны вазонами.
Современную историю зеркал отсчитывают с XIIIв., а точнее — с 1240г., когда в Европе научились выдувать сосуды из стекла. Изобретение настоящего стеклянного зеркала следует отнести к 1279г., когда францисканец Джон Пекам описал способ покрывать стекло тонким слоем олова. Первое плоское стеклянное зеркало изготовили в 1516г. братья Dal’Gallo - венецианские стеклоделы. На оборотной стороне стекла была нанесена тонкая цинковая фольга, залитая сверху слоем ртути толщиной 2-3 мм, образовавшей вместе с цинком слой амальгамы. Следующий шаг был сделан во Франции в 1688г.: Louis Lucas Nehou вылил горячее жидкое стекло на литейный стол, на котором лежала плоская полированная бронзовая пластина, и раскатал стеклянную массу валиками до ровной поверхности. Таким образом, стало возможным производить более крупные, чистые и плоские стеклянные пластины. Зеркала с ртутной амальгамой легкого серого оттенка по цвету и световой рефлексии отличаются от современных зеркал на основе нитрата серебра – желто-зеленых и более блеклых.
Вред ртутной амальгамы для здоровья не был известен в то время, таким образом, при реставрации зеркал неизбежен контакт с высокотоксичной ртутью, которая уже при + 58 ͦС делается жидкой и начинает испаряться. Возможность отравления ртутными зеркалами стала известна лишь в XIXв. Но не только рабочие на зеркальных фабриках страдали в свое время от «меркуриализма», так как для сохранности субстанции зеркала очень важна постоянная и низкая температура, со временем неправильное хранение приводит не только к испарению ртути, но и к разрушению амальгамы. Визуально это выглядит как некрасивые черные проплешины на поверхности стекла. Реставрация зеркал, утративших амальгаму, — многоэтапный процесс, который производится в лаборатории с использованием профессионального инструмента, а также цинковой фольги, ртути и других средств.
Состояние работы до реставрации:
Работа поступила в Большое собрание изящных искусств ASG в удовлетворительном состоянии: стеклянная поверхность зеркала почти полностью сохранена, имеет место небольшой скол в центральной части, оборот зеркала с ртутной амальгамой затянут тканью, что является защитой от механического повреждения чувствительного слоя амальгамы, предохранительной преградой от неровностей деревянной рамы, как следствие рассохшихся соединений и ослабление механической прочности древесины. Холст сохранился полностью, зеркало находится в лучшем состоянии. Деревянная конструкция из шпона и массива красного дерева: вздутие, вспучивание и отставание шпона во многих местах с утратами, поражение жуком-древоточцем, царапины, вмятины, общее загрязнение металлических декоративных элементов, местами отслоение лакового покрытия.
Реставрацию выполнил:
Мутыгулин М. К.
Методика и последовательность реставрации:
- Визуальное исследование и фотофиксация
- Полная разборка и очистка всех деталей от грязи
- Замывка растворяющими составами старых лаковых покрытий
- Дезинфекция древесины
- Закрытие каналов жука-древоточца
- Повышение прочности древесины (пропитка укрепляющими веществами)
- Укрепление и восстановление конструктивных соединений
- Очистка от старого клея
- Смазка свежим подогретым клеем
- Запрессовка в струбцинах
- Выдержка заклейки в запрессованном состоянии в течение 6-8 часов
- Устранение вздутий и укрепление шпона на основе
- Устранение механических повреждений (вмятин и трещин)
- Восстановление мест утраченной фанеровки с подбором шпона по текстуре или вставок из массива ценных пород дерева
- Подведение мастичных или иных грунтов в местах утрат
- Тонировка нового шпонового покрытия
- Тонировка подведенных грунтов
- Снятие металлических элементов
- Работы по восстановлению металлических элементов или их фрагментов (чистка)
- Сборка всех деталей конструкции
- Лаковые покрытия (с промежуточной и финишной полировкой)
Фото в процессе реставрации. Инвентарный номер: 23-1012
-
Фото в процессе реставрации. Инвентарный номер: 23-1012
-
Фото в процессе реставрации. Инвентарный номер: 23-1012
-
Фото в процессе реставрации. Инвентарный номер: 23-1012
-
Фото в процессе реставрации. Инвентарный номер: 23-1012
-
Фото в процессе реставрации. Инвентарный номер: 23-1012
-
Фото в процессе реставрации. Инвентарный номер: 23-1012
-
Фото в процессе реставрации. Инвентарный номер: 23-1012
-
Фото в процессе реставрации. Инвентарный номер: 23-1012