decor
Следите за нашими новостями

Инвентарный номер: 23-2879

18.11.2015

Историческая справка о предмете:

Туалетный столик эпохи Ампир, первой четверти XIX в., был приобретен на аукционе Claude Aguttes SAS во Франции 26 июня 2012 года. Столик, выполненный из массива и шпона красного дерева, с прямоугольным зеркалом-псише в верхней части, помещенным между двумя боковыми опорными колоннами, соединенными между собой треугольным фронтоном с симметричной бронзовой накладкой. Дополнительной оплотной частью зеркала-псише служит нижняя часть, выполненная в виде консоли, с фасадной стороны которой имеется один выдвижной ящик, украшенный по центру бронзовой накладкой, и опирающаяся на четыре ножки, также соединенные между собой основанием с выемкой в виде полумесяца. Передние ножки изогнутой формы выполнены в форме звериных лап, задние – прямые. Столешница из серого мрамора с прожилками белого цвета (Sainte-Anne des Pyrenees). Размеры: 188×90,5×45,5 см.

Характерной чертой стиля ампир является набор декоративных элементов, заимствованных из предшествовавших художественных эпох. Особенной популярностью пользовались древнеегипетские мотивы, которые мы можем наблюдать и в данном туалетном столике – звериные лапы превращены в опоры ножек, декоративные египетские колонны, являющиеся основанием для фронтона в форме пирамиды, симметричные декоративные накладки.

Египтизирующий стиль – это проявление «египтомании», направление в европейском искусстве, использующего элементы искусства Древнего Египта (один из неостилей). Всплески интереса к этой традиции возникали спорадически ещё во времена Древнего Рима, однако пик пришёлся на конец XVIII – начало XIX веков во Франции, когда Египетский поход Наполеона заново открыл её для Европы. Египетские мотивы стали неотъемлемым элементом стиля ампир, что, безусловно, также было связано и с личными вкусами Наполеона. Необходимо отметить, что научный интерес к Египту, возникший благодаря Наполеону, должен был укрепить государственную идеологию, показать Францию преемницей древнейших цивилизаций и великих империй прошлого. Во Франции египтизирующий стиль стал частью патриотической символики. Египетские мотивы встречаются у таких мастеров, как Жорж Жакоб (мебель), Пьер-Филипп Томир (бронза), севрская фарфоровая мануфактура. Примеру лучших мастеров французской империи последовали более мелкие мастера и другие страны. Ампир является примером стиля, в котором египетские мотивы проникли максимально широко в мелкую пластику. Цветки папирусов, лотосы, пальмы, сфинксы, головы фараонов, скарабеи, кобры, иероглифы встречаются в мебели, посуде, часах, канделябрах и т.п.

Состояние предмета до реставрации:

Столик поступил в Большое собрание изящных искусств ASG в поврежденном состоянии: наличие сквозных глубоких трещин, а также множества мелких по всей поверхности сильно сказались на общем экспозиционном виде туалетного столика. Несколько слоев старых лаковых покрытий, имевшие сетки кракелюра, утратили прозрачность и потускнели; наблюдались отставание и утраты шпона, мелкие сколы, поражения древесины жуком-древоточцем, потертости, царапины, вмятины, общее пылевое загрязнение, а также загрязнение металлических декоративных элементов. Корпусная часть предмета потеряла механическую прочность древесины, что привело к ослаблению конструктивных соединений и, как следствие, к расшатанности и неустойчивости, что представляло угрозу для сохранности предмета.

Реставрацию выполнил:

А. В.Волосков и И.А. Сидорова

Методика и последовательность реставрации:

  1. Визуальное исследование и фотофиксация
  2. Снятие металлических элементов
  3. Полная разборка и очистка всех деталей от грязи
  4. Замывка растворяющими составами старых лаковых покрытий
  5. Дезинфекция древесины
  6. Закрытие каналов-выходов жука-древоточца
  7. Повышение прочности древесины (пропитка укрепляющими веществами)
  8. Укрепление и восстановление конструктивных соединений
    • Очистка от старого клея
    • Нанесение свежего подогретого клея
    • Прессовка в струбцинах
    • Выдержка заклейки в запрессованном состоянии 6-8 часов
  9. Устранение вздутий и укрепление шпона на основе
  10. Сплочение конструктивных фрагментов
  11. Фанерование мест утраченной фанеровки с подбором шпона по текстуре или вставок из массива ценных пород дерева
  12. Подведение мастичных или иных грунтов в местах утрат
  13. Тонировка нового шпонового покрытия
  14. Тонировка подведенных грунтов
  15. Чистка металлических элементов
  16. Подготовка поверхности под отделку— выравнивание абразивным материалом и протравка
  17. Сборка всех деталей конструкции
  18. Лаковые покрытия (с промежуточной и финишной полировкой)
  19. Вощение нелакированных поверхностей и элементов
  20. Полировка мраморной столешницы

Фото до реставрации. Инвентарный номер: 23-2879

Фото в процессе реставрации. Часть 1. Инвентарный номер: 23-2879

Фото в процессе реставрации. Часть 2. Инвентарный номер: 23-2879

Фото после реставрации. Инвентарный номер: 23-2879

Поделиться:
Яндекс.Метрика