decor
Следите за нашими новостями

Инвентарный номер: 04-0963

27.10.2015

Историческая справка о картине:

Работа «Спящая в парке» представителя французской школы XVIII века была приобретена на аукционе Jean-Marc DELVAUX во Франции 30 июня 2010 года. Автор – Валлен, Жак-Антуан (1760-1831, Jacques-Antoine Vallin) – французский живописец, родившийся в Париже в семье скульптора. С 1775 года обучался в Академии живописи под руководством именитых профессоров Клода Древе (Claude Drevet) (1697-1781), Дойена (Gabriel-Francois Doyen) (1726-1806) и Рену (Antoine Renou) (1731-1806). Впоследствии его творческая манера символизировала постепенный переход от позднего классицизма к раннему романтизму, специализировался на изображениях чувственных обнажённых вакханок и нимф, но был известен и как великолепный портретист – регулярно выставлялся в Салоне (Salon de Paris) с 1791 по 1827 год. Экспертное заключение - Gerard Auguier, Paris. Размер полотна: 26,5х32,5 см.

Сюжет картины воспроизводит одну из куртуазных сцен в парке, которые были так распространены во французском изобразительном искусстве XVIII века. На переднем плане данного полотна изображена спящая на лоне природы женщина, одетая в прозрачное платье с высокой талией, подпоясанное красной атласной лентой. Рядом с портретируемой лежит собака, чутко оберегающая сон хозяйки, убаюканной мерными звуками струящейся в фонтане воды. Ощущение таинственности придают деревья и цветущие кустарники тенистого парка, изображенные на заднем плане. Прихотлив и формат картины, композиция вписана в овал.

Состояние картины до реставрации:

Работа поступила в Большое собрание изящных искусств ASG на одной доске без паркетажа, отсутствие которого привело к серьезному дефекту – деформации доски в дугообразное состояние. Достаточно плотная неравномерная лаковая плёнка свидетельствует о ранее проводившейся реставрации путем накладывания повторного лакового покрытия – «реставрация по грязи», для укрепления приподнятого кракелюра и намечающихся осыпей красочного слоя – отчего со временем лаковая пленка приобрела грязно-желтый цвет, помутнела, а также придала живописи неестественный блеск, что значительно затрудняло восприятие художественного произведения. Вдобавок композиция имела потертости, царапины и сколы на углах доски. Картина «Спящая в парке» поступила в обрамлении из золоченой рамы с утратой одной из планок, небольшими трещинами, царапинами, сколами и потертостями левкасного слоя по всей поверхности. На оборотной стороне рамы вследствие потери механической прочности древесины были выявлены рассохшиеся соединения. В связи с этим на реставрационном совете было принято решение, помимо проведения реставрационных работ по живописи, произвести небольшой косметический ремонт рамы – путем восстановления утраченного элемента рамы и укрепления ослабленных соединений.

Реставрацию выполнил:

А.В. Сульдин

Методика и последовательность реставрации живописи:

  1. Визуальное исследование и фотофиксация
  2. Демонтаж живописи из рамы
  3. Изготовление, монтаж паркетажа и устранение деформаций доски
  4. Тонирование и вощение паркетажа и доски
  5. Удаление поверхностных загрязнений с живописи
  6. Укрепление грунта с красочным слоем
    • Смазка поверхности картины клеем
    • Покрытие смазанного участка папиросной бумагой размером несколько больше укрепляемого места
    • Проглаживание заклеенного места слабо нагретым утюгом через кусок обыкновенной бумаги
    • Удаление излишек клея с поверхности живописи
  7. Утоньшение и выравнивание лаковой пленки
  8. Подведение и выравнивание реставрационного грунта в местах утрат авторского грунта и трещин
  9. Выполнение тонировок утрат авторского красочного слоя
  10. Покрытие реставрационным лаком
  11. Нанесение инвентарного номера на оборотную сторону
  12. Методика и последовательность реставрации рамы:

    1. Визуальное исследование и фотофиксация
    2. Удаление поверхностных загрязнений
    3. Изготовление утраченного элемента по сохранившимся
    4. Монтаж изготовленного элемента
    5. Укрепление рассохшихся соединений:
      • Очистка поверхностей от старого клея
      • Нанесение свежего подогретого клея
      • Прессовка в струбцинах
      • Выдержка заклейки в запрессованном состоянии 6-8 часов
    6. Шпатлевка и зачистка трещин
    7. Общие тонировки рамы
    8. Покрытие реставрационным лаком

Фото до реставрации. Инвентарный номер: 04-0963

Фото в процессе реставрации. Часть 1. Инвентарный номер: 04-0963

Фото в процессе реставрации. Часть 2. Инвентарный номер: 04-0963

Фото после реставрации. Инвентарный номер: 04-0963

Поделиться: