decor
Следите за нашими новостями

Инвентарный номер: 04-2216

05.11.2015

Историческая справка о картине:

Работа «Портрет дофина Людовика, герцога Бургунского» представителя французской школы XVIII века была приобретена на аукционе Tajan во Франции 22 июня 2011 года. Авторство принадлежит мастерской Геоцинта Риго (1659-1743, Париж, Rigaud Hyacinthe) – одному из выдающихся мастеров французского парадного портрета рубежа XVII-XVIII столетий. Он родился на юге Франции 18 июля 1659 года, в Перпиньяне. В возрасте четырнадцати лет Риго приехал в Монпелье, где учился в течение четырех лет у П. Пезе и А. Ранка. В 1681 году поступает в Королевскую академию живописи и скульптуры в Париже, где вскоре начинается его успешная карьера придворного портретиста. Влияние переходной эпохи и портретного творчества Антониса Ван Дейка, Питера Пауля Рубенса, Рембрандта Харменса ван Рейна отразилось и на творчестве Риго, а именно – сплавом традиций XVII столетия с новшествами XVIII века. Сам риторический стиль его картин, их эффектность и пышная театральность, сочетание сдержанных и звучных красок со стремлением к индивидуальной характеристике облика модели восходят к традициям французского классицизма XVII века. Именно так в 1701 году Риго создал свою самую знаменитую картину – «Портрет Людовика XIV» (Париж, Лувр), которая принесла ему европейскую славу и стала своеобразным символом эпохи правления «короля-солнце». Отныне представители многих правящих домов Европы стремились непременно иметь портреты, выполненные кистью Риго – главного портретиста королевского двора. Увеличивалось не только число заказов, но и возрастал спрос на копии с картин Риго, где определяющим фактором в выборе являлась социальная значимость модели. Так, например, лишь в 1694 году мастерская Геоцинта Риго закончила 37 портретов и 80 копий. Такая колоссальная по масштабам работа могла осуществляться исключительно с помощью коллектива живописцев, специализирующихся в определенных жанрах. Поэтому Риго тесно сотрудничал с пейзажистами, баталистами, натюрмортистами (его партнеры - Ж.Б. Белэн, Делоне, Ф. Депорт, Ж. Легро, А. Моннуайе, Ж. Парросель, С. Де Ла Пенне, Б. де Фонтене, П.Н. Юйо), которые писали батальные сцены, костюмы, аксессуары, пейзажные фоны, цветы, знаки достоинства или полностью человеческую фигуру, за исключением лица и рук, являвшихся прерогативой самого Риго. При исполнении заказов за образцы часто брались уже существующие варианты портретов, повторялись позы, костюмы, детали. Однако эпоха Просвещения и грядущая буржуазная революция сказались в повышенном интересе к личности человека, недаром портрет был ведущим жанром искусства XVIII века.

Композиция являет собой поколенный потрет Людовика, герцога Бургундского (1682-1712) – дофина Франции с 1711 года, сына Людовика Великого Дофина и Марии Анны Баварской, старшего внука Людовика XIV. Родился 16 августа 1682 года. В 1702 году назначен главой Рейнской армии. Был одним из руководителей в битве при Ауденарде 11 июля 1708 года – ключевом сражении Войны за испанское наследство. Поэтому неудивительно, что герцог изображен в военных доспехах, на груди его - голубая перевязь, на голове – длинный темный парик. В правой руке он держит подзорную трубу, направленную в сторону поля боя, а левой придерживает шпагу за рукоятку. Перед ним, на невысоком холме, лежит шлем. На заднем плане запечатлена батальная сцена в обрамлении сгущающихся черных туч. Низ полотна украшен гербом с геральдическими линиями по центру и надписью «LOUIS DUC DE BOURGOGNE. DAUPHIN DE FRANCE» по бокам. Размер полотна: 170х121 см.

Состояние картины до реставрации:

Работа поступила в Большое собрание изящных искусств ASG c многочисленными дефектами живописного полотна, а именно: деформацией холста, сопровождающейся вздутиями и бугристостью; общим провисанием, хотя утрата колков на подрамнике выявлена не была, это следствие времени или же неблагоприятные условия эксплуатации; осыпями и утратами красочного слоя, вызванными нарушением связи красочного слоя с грунтом, особенно вдоль левой кромки; неравномерностью лакового покрытия, во многом скрывавшего и искажавшего живописное произведение; прорывом кромки вследствие трения полотна о раму; сильными поверхностными загрязнениями, царапинами, трещинами, сетчатым кракелюром грунтового происхождения и белесыми пятнами, изъевшими лаковое покрытие и выбелившими красочный слой. На поверхности холста также наблюдались поздние записи, хорошо видимые в ультрафиолетовых лучах, свидетельствующие о предыдущем реставрационном вмешательстве. Все эти замечания и явились предпосылкой в принятии решения реставрационным советом о проведении реставрации живописного произведения.

Реставрацию выполнил:

А.В. Сульдин

Методика и последовательность реставрации:

  1. Визуальное исследование и фотофиксация
  2. Демонтаж картины из рамы и снятие холста с подрамника
  3. Выравнивание короблений холста
  4. Натяжка холста на оригинальный подрамник
  5. Тонирование и вощение подрамника
  6. Удаление поверхностных загрязнений с живописи
  7. Укрепление грунта с красочным слоем
    • Смазка поверхности картины клеем
    • Покрытие смазанного участка папиросной бумагой размером несколько больше укрепляемого места
    • Проглаживание заклеенного места слабо нагретым утюгом через кусок обыкновенной бумаги
    • Удаление излишек клея с поверхности живописи
  8. Утоньшение и выравнивание лаковой пленки
  9. Удаление поздних записей
  10. Подведение и выравнивание реставрационного грунта в местах утрат авторского грунта и трещин
  11. Выполнение тонировок утрат авторского красочного слоя
  12. Покрытие реставрационным лаком
  13. Нанесение инвентарного номера на оборотную сторону

Фото до реставрации. Инвентарный номер: 04-2216

Фото в процессе реставрации. Инвентарный номер: 04-2216

Фото после реставрации. Инвентарный номер: 04-2216

Поделиться:
Яндекс.Метрика