decor
Следите за нашими новостями

Инвентарный номер: 04-2220

05.08.2014
Инвентарный номер:  04-2220

Историческая справка о работе:

Панно было приобретено на аукционе Tajan + во Франции 22 июня 2011 года. Авторство: окружение Яна ван Кесселя старшего — представителя фламандской школы XVII века. В центре овальной цветочной гирлянды — поясной портрет молодой девушки в повороте влево. На поверхности медного основания имелись следы неправильного хранения. Известно о поздних реставрациях в виде покрытия лаком и тонировки.

Реставрация картин на металлических основаниях, имеющих разные повреждения, всегда сопряжена с большими трудностями. Одна из причин — металлы подвергаются коррозии и реагируют на изменения температуры движением, которое затем передается также и на красочный слой. Но, по сравнению с живописью на дереве и холсте, многие из этих картин прекрасно сохранились, они почти не имеют трещин.

Картины на металлических основах появились как следствие стремления заменить холст и дерево как основания для живописи более прочными материалами. Хоть металлические доски и отличаются большой прочностью и крепостью, однако картин на металлическом основании значительно меньше, чем на холсте и на дереве, из-за высокого удельного веса на металлических досках трудно писать картины больших размеров. Кроме того, картины на медной основе требуют особых условий хранения. Например, медь, которая не изменяется внутри помещения, корродирует на открытом воздухе, на ее поверхности образуется зеленый налет. Только при исключительных условиях, в совершенно чистом горном воздухе, медь покрывается красноватой окисью и внешний вид ее не изменяется в течение многих десятилетий. Таким образом медь в качестве основания преобладала над другими металлами вплоть до половины XVIII века. Как показывает опыт со старыми картинами на медных основаниях, такие повреждения, как коробление и поломка, нельзя устранить, хотя неровная поверхность мешает эстетическому восприятию картины.

Состояние работы до реставрации:

Работа поступила в Большое собрание изящных искусств ASG без рамы и подрамника на медной основе, чья волнообразная деформация привела к тому, что вся поверхность живописи имела мелкие утраты красочного слоя. В местах, где лаковые покрытия и слои масляной живописи непосредственно соприкасаются с медью, она позеленела. На поверхности металла образовались темные пятна, которые нельзя очистить, коррозия (окислы, ржавчина). Живопись, толстая пожелтевшая пленка лака и записи скрывали авторскую живопись.

Реставрацию выполнил:

А. В. Сульдин.

Методика и последовательность реставрации:

  1. Визуальное исследование и фотофиксация.
  2. Расчистка тыльной стороны основы.
  3. Мойка слабощелочным раствором с моментальной просушкой.
  4. Снятие разложившегося и помутневшего лака с панно.
  5. Расчистка от поздних записей.
  6. Укрепление и устранение короблений основы.
  7. Изготовление подрамника.
  8. Подведение реставрационного грунта в места отслоений (первоначально придаем шероховатость поверхности металлической доски, удаление налета и окислы).
  9. Тонировки маслами с нейтральные или с природным низким содержанием кислот по всей поверхности в местах утрат и трещин.
  10. Тонировка и вощение нового подрамника.

Инвентарный номер: 04-2220

Поделиться: