decor
Следите за нашими новостями

Инвентарный номер: 04-2318

30.03.2016

Историческая справка о картине:

Работа «Кающаяся Мария Магдалина» представителя фламандской школы XVII века была приобретена на аукционе Lasseron & Associés SVV во Франции 20 июня 2011 года. Авторство принадлежит Гортзиусу Гелдорпу (1553, Лёвен – ок. 1618, Кёльн, Geldorp, Gortzius) – мастеру эпохи Возрождения, специализирующемуся в основном на индивидуальных и групповых портретах, но также работающему и в мифологическом и религиозном жанрах. Гелдорп родился в Лёвене, где с юных лет под руководством Франса Франкена учился хорошо рисовать. Позже обучался и у Франса Поурбюса – одного из видных портретистов Фландрии. В своё время Франс Франкен и Франс Поурбюс были учениками Франса Флориса – ведущего художника эпохи Возрождения из Антверпена. С 1579 г. Гелдорп становится придворным живописцем герцога Карлоса Арагонского в Кёльне. Экспертное заключение - Patrice Dubois, Paris. Размер полотна: 56,5х44,5 см.

Мария Магдалина - одна из самых почитаемых святых в католическом мире. Уроженка г. Магдалы в Галилее, близ Капернаума, на западном берегу Геннисаретского озера (арамейск. Magdala – «башня»). Согласно Евангелию, Мария Магдалина была исцелена Иисусом от одержимости семью бесами и распутства, после чего стала последовательницей Христа, присутствовала при его распятии на Голгофе, а затем стала свидетельницей погребения и Воскресения Христа. Также за свою любовь к Господу Мария Магдалина удостоилась чести быть первой, увидевшей воскресшего Спасителя, и стать одной из жен-мироносиц, которым ангел возвестил о Воскресении.

Западноевропейские живописцы изображали эту святую чаще всего во многофигурных композициях, посвящённых Страстям Господним: в сценах «Снятие с креста», «Оплакивание», «Положение во гроб». Во всех названных композициях художники показывают нам Марию Магдалину как страстно верующую, глубоко убеждённую в истине Учения своего Божественного Учителя и преданную Ему ученицу, которая, как известно, по окончании земного пути Спасителя явила неколебимую твёрдость веры и мужество при распространении Евангелия среди язычников, за что не только причислена церковью к лику святых, но и именуется равноапостольной.

Многие прославленные художники изображали Марию Магдалину в тот момент, когда она, уединившись, с покаянной молитвой обращается к Богу. Такой мы видим ее и на полотне Гортзиуса Гелдорпа, в центре которого представлено погрудное изображение Марии Магдалины в повороте влево в богатых одеждах и диадеме с драгоценными камнями на голове, от которой исходит сияние; её правая рука прижата к груди, в ней она держит распятие с фигуркой Иисуса Христа.

Состояние картины до реставрации:

Работа поступила в Большое собрание изящных искусств ASG на одной доске без паркетажа, отсутствие которого привело к серьезному дефекту – деформации доски в дугообразное состояние, что негативно сказалось на живописи. Композиция имела потертости, царапины и сколы на красочном слое, в особенности на лике святой, распятии с фигуркой Иисуса Христа и по всей кромке картины, что явилось следствием трения живописи о раму. Для лакового покрытия были характерны помутнение и грязно-желтый цвет, а также общее сильное загрязнение. На оборотной стороне картины местами наблюдались сколы, расслоения и рассыхание древесины. Картина «Кающаяся Мария Магдалина» поступила в обрамлении из золоченой рамы с небольшими утратами левкасного покрытия, царапинами, сколами и трещинами. На оборотной стороне рамы имелись ветхие крепежные элементы, требующие замены или укрепления, поэтому на реставрационном совете было принято решение помимо проведения реставрационных работ по живописи, произвести небольшой косметический ремонт рамы – путем восстановления утраченного левкасного покрытия рамы и укрепления ослабленных соединений.

Реставрацию выполнил:

А.В. Сульдин

Методика и последовательность реставрации живописи:

  1. Визуальное исследование и фотофиксация
  2. Демонтаж живописи из рамы
  3. Изготовление, монтаж паркетажа и устранение деформаций доски
  4. Тонирование и вощение паркетажа и доски
  5. Удаление поверхностных загрязнений с живописи
  6. Укрепление грунта с красочным слоем
    • Смазка поверхности картины клеем
    • Покрытие смазанного участка папиросной бумагой размером несколько больше укрепляемого места
    • Проглаживание заклеенного места слабо нагретым утюгом через кусок обыкновенной бумаги
    • Удаление излишек клея с поверхности живописи
  7. Утоньшение и выравнивание лаковой пленки
  8. Подведение и выравнивание реставрационного грунта в местах утрат авторского грунта и трещин
  9. Выполнение тонировок утрат авторского красочного слоя
  10. Покрытие реставрационным лаком
  11. Монтаж картины в раму
  12. Нанесение инвентарного номера на оборотную сторону
  13. Методика и последовательность реставрации рамы:

    1. Визуальное исследование и фотофиксация
    2. Расчистка общего загрязнения
    3. Изготовление новых крепежных элементов
    4. Монтаж новых крепежных элементов с тонированием
    5. Шпаклевка, зачистка и шлифовка сколов и трещин
    6. Общие тонировки рамы
    7. Покрытие реставрационным лаком

Фото до реставрации. Инвентарный номер: 04-2318

Фото в процессе реставрации. Часть 1. Инвентарный номер: 04-2318

Фото в процессе реставрации. Часть 2. Инвентарный номер: 04-2318

Фото в процессе реставрации. Часть 3. Инвентарный номер: 04-2318

Фото после реставрации. Инвентарный номер: 04-2318

Поделиться:
Яндекс.Метрика