decor
Следите за нашими новостями

Инвентарный номер: 04-2751

13.10.2015

Историческая справка о картине:

Работа «Вид на площадь с портиком» представителя итальянской школы XVII века была приобретена на аукционе Audap & Mirabaud во Франции 28 марта 2012 года. Авторство принадлежит кругу Николо Кодацци (ок. 1648, Неаполь – 1693, Генуя, Codazzi Niccolo), отцом которого был Вивиано Кодацци (ок. 1603, Бергамо – 1672, Рим, Codazzi Viviano) – мастер, оказавший значительное влияние на развитие ведуты XVIII в. (жанр европейской живописи, представляющий собой картину, гравюру или рисунок с изображением городского пейзажа). Увлечение изображениями архитектуры в живописи было веянием времени: в первые десятилетия XVII века в Риме возводились удивительные постройки, знаменующие становление стиля барокко. Необычные архитектурные формы и масштабы приковывали внимание художников, будоражили воображение, подпитывая полет творческой фантазии, поэтому в то время живописцы часто сочетали в своих произведениях впечатления от реальных ландшафтов с вымыслом, уподобляя свои композиции искусным театральным декорациям. От этого определенная строгость в изображении портика заметно контрастирует с манерой исполнения персонажей, где маленькие человеческие фигурки изображены в движении, более характерном для театральных мизансцен, нежели чем для реальной жизни, тогда как сюжет вполне правдоподобен и даже будничен. Размер полотна: 71х89 см.

Композиция представляет собой городской пейзаж с видом площади с портиком на скалистом побережье, оживленный множеством персонажей. В правой части полотна, на переднем плане – портик архитектурной постройки с колоннами и лестницей, у основания которого изображены трое мужчин, приветствующих друг друга. Слева, на втором плане – площадь заполнена фигурами мужчин, женщины и девочки. Дама одета в красное декольтированное платье, украшенное белыми оборками по груди, а голову венчает шляпка с перьями. Дополняют композицию снующие собаки и оседланная лошадь, за поводья которую держит помощник всадника. На заднем плане площадь обрамлена водами залива с мерно плывущими по нему кораблями, прозрачным небом с высокими облаками и скалистым побережьем с архитектурными постройками. Все живо, свежо и повседневно-обыденно.

Состояние картины до реставрации:

Работа поступила в Большое собрание изящных искусств ASG при первом рассмотрении со значительными осыпями позолоченного левкасного покрытия рамы, отчего терялся экспозиционный вид всей композиции, в то время как живописное полотно не вызывало нареканий. При тщательном изучении работы было выявлено, что написана она на крупнозернистом холсте, покрытом меловым грунтом на основе клея животного происхождения. Толщина грунта незначительна и не превышает 0,5 мм. По всей поверхности холста просматривались поздние записи, особенно хорошо видимые в ультрафиолетовых лучах, при помощи которых старательно пытались скрыть потертости и осыпи красочного слоя вплоть до холста, преимущественно в левой части живописного произведения и вдоль нижней кромки, свидетельствующие о значительных утратах красочного слоя и грунта. Помимо сильного загрязнения красочного слоя толстое лаковое покрытие во многих местах утратило прозрачность или приобрело жухлый грязно-желтый цвет. Также на лицевой стороне наблюдались сетчатый кракелюр грунтового происхождения, трещины и царапины на красочном слое. Утрата колков ослабила натяжку на подрамник, что привело к деформации холста. Рама, обрамляющая полотно, имела значительные осыпи растительного орнамента позолоченного левкасного слоя по всей поверхности, сквозные трещины в местах соединений, царапины, сколы, потертости, а в некоторых местах наблюдались поражения жуком-древоточцем. В связи с этим на реставрационном совете было принято решение, помимо проведения реставрационных работ по живописи, провести реставрацию рамы для предотвращения в дальнейшем угрозы осыпей левкасного покрытия, заделку трещин в местах соединений и восстановление позолоченного левкасного покрытия.

Реставрацию выполнил:

А.В. Сульдин

Методика и последовательность реставрации:

  1. Визуальное исследование и фотофиксация
  2. Демонтаж картины из рамы и снятие холста с подрамника
  3. Ремонт оригинального подрамника, замена колков и ветхих элементов
  4. Натяжка холста на оригинальный подрамник
  5. Тонирование и вощение подрамника
  6. Выравнивание короблений холста
  7. Удаление поверхностных загрязнений с живописи
  8. Укрепление грунта с красочным слоем
    • Смазка поверхности картины клеем
    • Покрытие смазанного участка папиросной бумагой размером несколько больше укрепляемого места
    • Проглаживание заклеенного места слабо нагретым утюгом через кусок обыкновенной бумаги
    • Удаление излишек клея с поверхности живописи
  9. Утоньшение и выравнивание лаковой пленки
  10. Удаление поздних записей
  11. Подведение и выравнивание реставрационного грунта в местах утрат авторского грунта и трещин
  12. Выполнение тонировок утрат авторского красочного слоя
  13. Покрытие реставрационным лаком
  14. Нанесение инвентарного номера на оборотную сторону
  15. Методика и последовательность реставрации рамы:

    1. Визуальное исследование и фотофиксация
    2. Удаление поверхностных загрязнений
    3. Укрепление рельефных левкасных деталей
    4. Заделка трещин в местах соединений
    5. Шпатлевка и зачистка трещин и выходов жуков-древоточцев
    6. Общие тонировки рамы
    7. Покрытие реставрационным лаком

Фото до реставрации. Инвентарный номер: 04-2751

Фото в процессе реставрации. Часть 1. Инвентарный номер: 04-2751

Фото в процессе реставрации. Часть 2. Инвентарный номер: 04-2751

Фото в процессе реставрации. Часть 3. Инвентарный номер: 04-2751

Фото после реставрации. Инвентарный номер: 04-2751

Поделиться:
Яндекс.Метрика