Инвентарный номер: 04 - 2776

Историческая справка о картине:
Работа была приобретена на аукционе Tajan во Франции 30 марта 2012г. Набор из трех холстов с верхними усеченными углами, покрытыми позолотой: «Животные, выходящие из ковчега; Птицы в небе; Предложения после окончания потопа». Живопись религиозного жанра. Фламандская школа XVIIв. Круг Яна ван Кесселя. Экспертное заключение - Сabinet Turquin, Paris.
На верхнем полотне изображено ночное небо с парящими в нем птицами, решенное в темных и золотисто-коричневых тонах. На среднем, рядом с тонким высоким деревом расположен ковчег, из которого выходят животные. Основную часть полотна занимает небо. Слева тонкое дерево без листвы. На его ветвях сидят несколько птиц. Нижнее полотно изображает – в левой части – идущих друг за другом животных, а в правой – группу людей, расположившихся по кругу, недалеко от горящего костра.
Ной – потомок Адама и Евы. Ковчег, построенный согласно Священному писанию Ноем, был довольно частым сюжетом в христианском искусстве с самого его начала. Согласно Библейскому сюжету, видя безнравственность человечества, Бог решил уничтожить его вместе с птицами и животными. Бог заблаговременно сообщил Ною о своём решении и повелел построить Ковчег — судно, способное пережить грядущий потоп. Когда работа была завершена, Ною было велено зайти в ковчег с семьёй и взять с собой по паре всего живого. После строительства дождь лил 40 дней и 40 ночей, пока даже горы не покрылись водой. По окончании потопа Ной вывел семью и животных.
В процессе реставрации были обнаружены следы предшествовавших работ в виде тонировки, подведения кромок.
Состояние картины до реставрации:
Работа поступила в Большое собрание изящных искусств ASG с обветшавшим подрамником и как следствие – волнообразной деформацией холста, имели место точечные утраты, осыпь красочного слоя и грунта, грунт с красочным слоем утратил связь с основой, по всей поверхности полотна наблюдается кракелюр. По периметру картины – состарившаяся папиросная оклейка, многочисленные ссадины и царапины по всей поверхности полотна, грязепылевое загрязнение, потрескавшийся и пожелтевший лак в итоге искажали внешний облик живописи.
Реставрацию выполнил:
И.В. Кириллов
Методика и последовательность реставрации:
- Визуальное исследование и фотофиксация
- Мойка слабощелочным раствором с моментальной просушкой
- Снятие покровного лака
- Расчистка от поздних записей
- Укрепление красочного слоя по всей поверхности 3-х работ
- Поверхность картины смазана клеем
- Смазанный участок накрыт папиросной бумагой размером несколько больше укрепляемого места
- Проглаживание заклеенного места слабо нагретым утюгом через кусок обычной бумаги
- Удаление излишков клея с поверхности живописи
- Выравнивание короблений холста
- Подведение грунта в местах осыпей и других деформаций
- Тонировки по всей поверхности холста в местах утраты, трещин и других деформаций
- Ремонт подрамников (восстановление пазух под колки, изготовление колков, реставрация самих подрамников усложненной формы)
- Натяжка на подрамник
- Восстановление лакового покрытия