decor
Следите за нашими новостями

Инвентарный номер: 04-2826

11.05.2015

Историческая справка о картине:

Работа была приобретена на аукционе Estimations-Drouot во Франции 21 июня 2012 года. Работа «Встреча Авраама и Мелхиседека» выполнена неизвестным автором, предположительно, представителем фламандской школы XVII-го века. Экспертное заключение - Patrice DUBOIS, Paris.

Сюжет картины воспроизводит одно из самых известных событий, описанных в Ветхом Завете. Писание повествует о том, как призванный Господом Авраам (сын Фарры) со своей женой Саррой и племянником Лотом покинул Ур Халдейский: Авраам отправился в Ханаан, а Лот стал жить в Содоме. Во время царских войн племянник Авраама Лот попал в плен к царю Кедорлаомеру, а его богатство было захвачено. Авраам, узнав об этом, вооружил своих рабов, победил царя и вернул Лота и все его имущество. Когда Авраам возвращался с победой в Иерусалим, «…Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино. Он был священник Бога всевышнего. И благословил его, и сказал: благословен Аврам от Бога всевышнего, Владыки неба и земли…» Тот, в свою очередь, заплатил десятую часть завоеванного.

В центре живописного произведения изображены Мелхиседек и Авраам. Мелхиседек – справа в священнических ризах. Слева – Авраам в военных доспехах и шлеме. За ним – многочисленное войско. В правой части – мужчины, женщины и дети на фоне раскидистых деревьев. Фоном служит облачное небо.

Одной из особенностей данной работы является ее основа, а именно медная пластина, на которой изображен сюжет. Употребление металлических пластин в качестве основы масляной живописи встречается сравнительно редко. Первые картины на медных дощечках появились в Европе в XVI веке; они были чрезвычайно редки и дороги, так как медь выковывалась вручную. Согласно одной из гипотез, более широкое распространение их относится уже к XVII веку после внедрения в производство листового проката из меди. Больше чем в других странах медные доски распространились в то время в Нидерландах. Однако в стремлении использовать медные пластины в качестве основы для живописи, возможно, сыграло роль еще одно обстоятельство. В середине XVI века стало уже общим правилом покрывать белый грунт цветными имприматурами (цветная тонировка поверхности уже готового белого грунта), которые к этому времени, например в Италии, делались красно-коричневыми, близкими по цвету меди. Использование медных пластин освобождало живописца от целого ряда подготовительных операций – проклейки основы, ее грунтовки и покрытия имприматурой. Подтверждение этой гипотезе мы находим в письменных источниках, например, в трактате Паломино. Поэтому закономерно, что, когда живописцы отказались от темных цветных грунтов, исчезла постепенно и живопись на медных основах.

Раньше других на меди стали писать, по-видимому, итальянские мастера. Согласно Вазари, на медных пластинках писал Себастьяно дель Пьомбо (1485-1547), к наиболее ранним вещам такого рода относятся некоторые произведения Караваджо (1560-1609) и Карраччи (1555-1619).

Состояние картины до реставрации:

Работа поступила в Большое собрание изящных искусств ASG со следами коррозионного разрушения металла на оборотной стороне, разновременным многослойным загрязнением, наличием небольших дырочек (зазоров) по всей поверхности и механической деформацией пластины в верхней правой части в виде вмятин. Красочный слой и грунт имели потертости, царапины и отслоения; потускнение и помутнение лакового покрытия.

Реставрацию выполнил:

А.В. Сульдин

Методика и последовательность реставрации:

  1. Визуальное исследование и фотофиксация
  2. Устранение механической деформации пластины
  3. Удаление окислов и солей
  4. Мойка слабощелочным раствором с моментальной просушкой
  5. Снятие разложившегося и помутневшего лака с картины с лессировками
  6. Наложение мастики в местах утрат
  7. Укрепление красочного слоя и грунта
    • смазка поверхности картины воскосмоляной мастикой
    • выдержка смазанного участка под папиросной бумагой размером несколько больше укрепляемого места
    • проглаживание заклеенного места слабо нагретым утюгом через кусок обычной бумаги
    • удаление излишков воскосмоляной мастики с поверхности живописи
  8. Тонировка утрат живописи
  9. Покрытие реставрационным лаком

Фото до реставрации. Инвентарный номер: 04-2826

Фото в процессе реставрации. Инвентарный номер: 04-2826

Фото после реставрации. Инвентарный номер: 04-2826

Поделиться: