Table of Contents Table of Contents
Previous Page  10 / 174 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 10 / 174 Next Page
Page Background

№1 (17) 2017

10

Тема номера

Тыранов А.В. Интерьер в дворянском доме.

рии искусства полностью. Там мы можем встретить

в одной усадьбе лучшее в мире собрание рисунков

Клод-Лоррена, в другой первоклассное собрание го-

беленов, в третьей античные статуи, рисунки Рафаэля

и т. д. Это все неизмеримые богатства; каждый год,

каждую зиму в Лондоне устраиваются временные

выставки и эти усадьбы, эти замки продолжают из

года в год давать материал для периодических вы-

ставок крупного научного значения. В смысле древ-

ности там нередки усадьбы, далеко превосходящие

возраст самых старинных из русских усадеб. Так, на-

пример, известный искусствовед сэр Мартин Конвей

является владельцем замка XII-го века, на ремонт

которого он затратил 300000 руб. и требуется еще

300 тысяч на окончание реставрации.

Скажите, где в России сохранилась усадьба XII-го

века? Из церковных памятников этой эпохи сохрани-

лось всего несколько. А кто может жить в России в

жилом помещении XII-го века? Что касается Фран-

ции, то там многое пострадало и исчезло, но, тем не

менее, все же многое еще сохранилось: необычайно

роскошен замок Во-ле-Виконт XVII-го века, сохра-

нившийся в полном блеске, вообще таких замков там

очень много. То же в Германии, Австрии, Италии и т.

д. Где же у нас, в сущности говоря, аналогия с таким

богатством, с такою роскошью? Разве только в Ку-

скове, Останкине, Архангельском, которые выделя-

ются из общего уровня и изобилуют ценными вещами,

но, тем не менее, и моложе и скромнее знаменитых

замков и дворцов Запада. Русской художественной

усадьбы в XVII веке в сущности не было и не сохра-

нилось. Почти ничего не существовало в этом от-

ношении до половины XVIII века. Культура русской

усадьбы тесным образом связана с эпохою Петра III

и Екатерины II, то есть с грамотой дворянству, дав-

шей дворянам свободу от обязательной службы и

возможность жить в имениях. Европеизация двора,

возрастающая культура и роскошь, формирование

крупных состояний у вельмож и фаворитов стали к

этому именно времени факторами крупного значе-

ния. В начале XVIII века в России, в сущности, было

только четыре очень богатых семейства. Два из них

татарского происхождения – Юсуповы и Черкасские,

одно – семейство промышленников Строгановых и,

наконец, семья князей Лыковых. Естественно, что все

крупное, все существенное, что от русской усадьбы

осталось, восходит не далее 40, 50 и 60-х гг. XVIII

века. В смысле топографическом, предел русской ху-

дожественной усадьбы довольно ограничен, потому

что дачи, например, в Крыму не относятся к катего-

рии русских художественных усадеб, как бы они не

были живописны. Усадьбы были рассеяны местами

в северной и восточной части России, частью густо,

частью совсем разрозненно, но главный их сгусток в

окружности Москвы, засим многие на юге, на Украи-

не, некоторые в районе Петербурга.

Для того, чтобы еще точнее отграничить представ-

ление о русской художественной усадьбе, не только

Ребу Ш. Авчурино. 1846

Тихобразов Н.И. Петербургский интерьер