

№1 (17) 2017
10
Тема номера
Тыранов А.В. Интерьер в дворянском доме.
рии искусства полностью. Там мы можем встретить
в одной усадьбе лучшее в мире собрание рисунков
Клод-Лоррена, в другой первоклассное собрание го-
беленов, в третьей античные статуи, рисунки Рафаэля
и т. д. Это все неизмеримые богатства; каждый год,
каждую зиму в Лондоне устраиваются временные
выставки и эти усадьбы, эти замки продолжают из
года в год давать материал для периодических вы-
ставок крупного научного значения. В смысле древ-
ности там нередки усадьбы, далеко превосходящие
возраст самых старинных из русских усадеб. Так, на-
пример, известный искусствовед сэр Мартин Конвей
является владельцем замка XII-го века, на ремонт
которого он затратил 300000 руб. и требуется еще
300 тысяч на окончание реставрации.
Скажите, где в России сохранилась усадьба XII-го
века? Из церковных памятников этой эпохи сохрани-
лось всего несколько. А кто может жить в России в
жилом помещении XII-го века? Что касается Фран-
ции, то там многое пострадало и исчезло, но, тем не
менее, все же многое еще сохранилось: необычайно
роскошен замок Во-ле-Виконт XVII-го века, сохра-
нившийся в полном блеске, вообще таких замков там
очень много. То же в Германии, Австрии, Италии и т.
д. Где же у нас, в сущности говоря, аналогия с таким
богатством, с такою роскошью? Разве только в Ку-
скове, Останкине, Архангельском, которые выделя-
ются из общего уровня и изобилуют ценными вещами,
но, тем не менее, и моложе и скромнее знаменитых
замков и дворцов Запада. Русской художественной
усадьбы в XVII веке в сущности не было и не сохра-
нилось. Почти ничего не существовало в этом от-
ношении до половины XVIII века. Культура русской
усадьбы тесным образом связана с эпохою Петра III
и Екатерины II, то есть с грамотой дворянству, дав-
шей дворянам свободу от обязательной службы и
возможность жить в имениях. Европеизация двора,
возрастающая культура и роскошь, формирование
крупных состояний у вельмож и фаворитов стали к
этому именно времени факторами крупного значе-
ния. В начале XVIII века в России, в сущности, было
только четыре очень богатых семейства. Два из них
татарского происхождения – Юсуповы и Черкасские,
одно – семейство промышленников Строгановых и,
наконец, семья князей Лыковых. Естественно, что все
крупное, все существенное, что от русской усадьбы
осталось, восходит не далее 40, 50 и 60-х гг. XVIII
века. В смысле топографическом, предел русской ху-
дожественной усадьбы довольно ограничен, потому
что дачи, например, в Крыму не относятся к катего-
рии русских художественных усадеб, как бы они не
были живописны. Усадьбы были рассеяны местами
в северной и восточной части России, частью густо,
частью совсем разрозненно, но главный их сгусток в
окружности Москвы, засим многие на юге, на Украи-
не, некоторые в районе Петербурга.
Для того, чтобы еще точнее отграничить представ-
ление о русской художественной усадьбе, не только
Ребу Ш. Авчурино. 1846
Тихобразов Н.И. Петербургский интерьер