Table of Contents Table of Contents
Previous Page  11 / 174 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 11 / 174 Next Page
Page Background

11

№1 (17) 2017

Тема номера

в границе времени и пространства,

но и по существу, надо возмож-

но определеннее и яснее указать

на те особые, т.е. художественные

уклоны, в которых может изучать-

ся русская усадьба и в которых она

может привлекать и очаровывать,

вызывая те или иные восторжен-

ные отзывы. Во-первых, есть уклон

хозяйственный, связанный с пред-

ставлением о довольстве и при-

волии. Этот уклон красной чертой

проходит через разные мемуары,

записки и описания. Многие вос-

певали эту хозяйственность и сое-

диненное с этой хозяйственностью

приволье. Сюда относятся беско-

нечные упоминания о какой-нибудь

бабушке, ласковой, доброй, кото-

рая все умела так хорошо делать, у

которой замысловатые сказки для

детей, запасы сластей и т. д. Часто

вспоминается взрослыми приволье

и простор счастливой поры моло-

дости в русской усадьбе. В «Обло-

мове» Гончарова идеализируется,

живописуется под углом зрения вот

этого довольства и хозяйствования

приволье русской усадьбы. Афана-

сий Иванович и Пульхерия Иванов-

на – это своего рода тоже поэзия

быта в украинской усадьбе. Эта

идеализация простора, приволья,

довольства может быть привлека-

тельная, очаровательная, но к дан-

ной теме она не относится. Второй

уклон – это уклон интеллигентский,

литературный; множество воспо-

минаний, связанных с усадьбами,

централизовалось на идеях куль-

туры, литературы и цивилизации; в

таком роде, например, Остафьево,

в этой усадьбе есть и элемент ху-

дожественности, но чрезвычайно

сильно уделяется внимание лите-

ратуре, также усадьбы Самариных,

Тютчевых, много думавших, мно-

го читавших, имевших переписку

чуть ли не со всеми выдающимися

людьми своей эпохи. Засим усадь-

ба Толстого. Конечно, она пред-

ставляет наибольший интерес как

окружение личности и творчества

Льва Толстого. Здесь мы видим

наглядно черты его детства и чер-

ты окружавшего его быта. Разные

черты и признаки сплетаются в об-

щей картине русской усадьбы, но,

конечно, в Ясной Поляне литера-

турные интересы господствуют над

всеми остальными.

Наблюдается и третий уклон –

театральный. Несмотря на нали-

чие придворных театров, все таки

русская усадьба является, быть

может, главным проводником и

источником русского театра, пото-

му что труппы крепостных актеров,

вульгаризация и популяризация

ими театрального искусства имели

весьма большое значение. Процесс

влияния театра и перевода его из

рамок иностранных в рамки свои,

воспитание целых поколений акте-

ров, которые создали свою актер-

скую культуру, – все это связано

очень тесно с крепостными труп-

пами, все это нельзя обойти молча-

нием. Недаром в последнее время

Останкино все больше исследует-

ся под углом зрения истории теа-

тра. В этой истории Останкино ни-

чем не заменимая глава и многое

в Останкино может быть понято

и воспринято скорее в качестве

факторов сценического искусства,

чем искусства вообще. Это в сущ-

ности в значительной степени одна

только театральная бутафория, на

архитектуру и обстановку Останки-

на, на эти передвижные колонны,

на эти грубоватые жертвенники –

канделябры приходится смотреть

двояко: с одной стороны, они пони-

жают общее представление о худо-

жественности Останкина, но зато,

с другой стороны, они важны для

истории развития театра в России.

Кроме уклонов хозяйственно-

го, литературного и театрального,

существуют, быть может, еще и

другие уклоны, которые освещают

русскую усадьбу и с какой-нибудь

иной стороны, но если все это сме-

шивать, то происходит большая

неразбериха и основное представ-

ление о русской усадьбе не выяс-

няется, а запутывается. Основная

идея русской усадьбы в смысле

чисто художественном состоит в

том, что русская усадьба пред-

ставляет собою один из моментов

в разработке поставленной искус-

ству задачи создать наиболее со-

вершенную виллу для отдыха среди

природы культурному, высоко раз-

витому, умственно пресыщенному

эгоисту-индивидуалисту. Это не

дворец для приемов, не мыза для

хозяйства, не замок для админи-

Неизвестный художник

Гостиная в доме генерала-коменданта крепости

1850-е, холст, масло, 79х139

Собрание Государственного исторического музея , Москва