

11
№1 (17) 2017
Тема номера
в границе времени и пространства,
но и по существу, надо возмож-
но определеннее и яснее указать
на те особые, т.е. художественные
уклоны, в которых может изучать-
ся русская усадьба и в которых она
может привлекать и очаровывать,
вызывая те или иные восторжен-
ные отзывы. Во-первых, есть уклон
хозяйственный, связанный с пред-
ставлением о довольстве и при-
волии. Этот уклон красной чертой
проходит через разные мемуары,
записки и описания. Многие вос-
певали эту хозяйственность и сое-
диненное с этой хозяйственностью
приволье. Сюда относятся беско-
нечные упоминания о какой-нибудь
бабушке, ласковой, доброй, кото-
рая все умела так хорошо делать, у
которой замысловатые сказки для
детей, запасы сластей и т. д. Часто
вспоминается взрослыми приволье
и простор счастливой поры моло-
дости в русской усадьбе. В «Обло-
мове» Гончарова идеализируется,
живописуется под углом зрения вот
этого довольства и хозяйствования
приволье русской усадьбы. Афана-
сий Иванович и Пульхерия Иванов-
на – это своего рода тоже поэзия
быта в украинской усадьбе. Эта
идеализация простора, приволья,
довольства может быть привлека-
тельная, очаровательная, но к дан-
ной теме она не относится. Второй
уклон – это уклон интеллигентский,
литературный; множество воспо-
минаний, связанных с усадьбами,
централизовалось на идеях куль-
туры, литературы и цивилизации; в
таком роде, например, Остафьево,
в этой усадьбе есть и элемент ху-
дожественности, но чрезвычайно
сильно уделяется внимание лите-
ратуре, также усадьбы Самариных,
Тютчевых, много думавших, мно-
го читавших, имевших переписку
чуть ли не со всеми выдающимися
людьми своей эпохи. Засим усадь-
ба Толстого. Конечно, она пред-
ставляет наибольший интерес как
окружение личности и творчества
Льва Толстого. Здесь мы видим
наглядно черты его детства и чер-
ты окружавшего его быта. Разные
черты и признаки сплетаются в об-
щей картине русской усадьбы, но,
конечно, в Ясной Поляне литера-
турные интересы господствуют над
всеми остальными.
Наблюдается и третий уклон –
театральный. Несмотря на нали-
чие придворных театров, все таки
русская усадьба является, быть
может, главным проводником и
источником русского театра, пото-
му что труппы крепостных актеров,
вульгаризация и популяризация
ими театрального искусства имели
весьма большое значение. Процесс
влияния театра и перевода его из
рамок иностранных в рамки свои,
воспитание целых поколений акте-
ров, которые создали свою актер-
скую культуру, – все это связано
очень тесно с крепостными труп-
пами, все это нельзя обойти молча-
нием. Недаром в последнее время
Останкино все больше исследует-
ся под углом зрения истории теа-
тра. В этой истории Останкино ни-
чем не заменимая глава и многое
в Останкино может быть понято
и воспринято скорее в качестве
факторов сценического искусства,
чем искусства вообще. Это в сущ-
ности в значительной степени одна
только театральная бутафория, на
архитектуру и обстановку Останки-
на, на эти передвижные колонны,
на эти грубоватые жертвенники –
канделябры приходится смотреть
двояко: с одной стороны, они пони-
жают общее представление о худо-
жественности Останкина, но зато,
с другой стороны, они важны для
истории развития театра в России.
Кроме уклонов хозяйственно-
го, литературного и театрального,
существуют, быть может, еще и
другие уклоны, которые освещают
русскую усадьбу и с какой-нибудь
иной стороны, но если все это сме-
шивать, то происходит большая
неразбериха и основное представ-
ление о русской усадьбе не выяс-
няется, а запутывается. Основная
идея русской усадьбы в смысле
чисто художественном состоит в
том, что русская усадьба пред-
ставляет собою один из моментов
в разработке поставленной искус-
ству задачи создать наиболее со-
вершенную виллу для отдыха среди
природы культурному, высоко раз-
витому, умственно пресыщенному
эгоисту-индивидуалисту. Это не
дворец для приемов, не мыза для
хозяйства, не замок для админи-
Неизвестный художник
Гостиная в доме генерала-коменданта крепости
1850-е, холст, масло, 79х139
Собрание Государственного исторического музея , Москва