

№1 (17) 2017
12
Тема номера
страции, это вилла для отдыха и
для ничегонеделания.
Выработка типа такой виллы
связана с эпохою итальянского
возрождения. Это до такой степе-
ни типичное явление итальянского
Возрождения, что оно как бы не-
разрывно соединено с этой эпохой,
хотя, может быть, отдельные эле-
менты этого типа могут встретить-
ся в разных других условиях. Эпоха
Возрождения в Италии и в Евро-
пе вообще это время проявления
крайнего индивидуализма, время
обособленности и освобождения
от религии, отделения от религии,
которая так долго и так властно
руководила и душою и искусством.
Какой-нибудь герцог устраивал
особую виллу исключительно для
себя, а не для представительства,
не для того, чтобы там принимать
докладчиков и просителей. Очень
характерны великолепные мрамор-
ные украшения подобной виллы,
находящиеся в Ленинграде в музее
б.[арона] Штиглица. Там встречает-
ся великолепно обрамленный мра-
морными орнаментами девиз по
латыни: «Никогда я не бываю так
мало одинок, как тогда, когда меня
оставляют другие», то есть в наи-
лучшем обществе я бываю тогда,
когда я один.
Что такое представляют из себя
в Италии такие виллы около Рима
или около других городов, виллы
разных Боргезе, Эсте, Фарнсзе и т.
д., на которые затрачивались дохо-
ды со всего католического мира?
Это явление колоссальное в смыс-
ле художественной значимости.
Крупнейшие мастера, крупнейшие
гении, величайшие богатства худо-
жественные сосредотачивались в
этих виллах. Затем идеал этот пе-
реходит и в другие страны, возни-
кают всевозможные Сан Суси, Три-
аноны, Эрмитажи, Монрепо и т. д.
без конца, вплоть до русского Не-
скучного. Характерно, что Кусково,
подражающее царскому дворцу,
скоро начинает казаться слишком
людным, громоздким и представи-
тель следующего поколения Ше-
реметевых Николай Петрович соз-
дает новую усадьбу, гораздо более
уединенную – Останкино.
Для предшествующей эпохи, судя
по описанию Болотова, крайне ха-
рактерно размещение помещичьей
усадьбы по две стороны большой
дороги: с одной стороны дороги
дом с садом, а с другой – службы.
Проезжая большая дорога служит
наилучшим соединением со всею
округою. Теперь же замечается
стремление уединиться в глуши,
как можно дальше от людей и до-
рог. Итальянское Возрождение и
вообще Возрождение проникну-
то культом индивидуализма. Это
поколение людей, подверженных
изящной меланхолии, скептиче-
ских и небрежно разочарован-
ных. Единственное желание у них
провести жизнь красиво и взять
от нее все. Словом то, что описа-
но в послании Пушкина Юсупову и
что описано многократно в других
произведениях, это эпикурейство,
это утонченность чувств, это культ
своих удовольствий. Французская
культура XVII века, продолжавшая
и углублявшая идеи итальянского
Ренессанса, сильнейшим образом
отразилась и на русской усадьбе.
Если перечислять художествен-
ные элементы русской усадьбы, то
можно разделить этот материал
на три категории, а именно: вну-
треннее убранство, засим, внешний
вид, и очень важный элемент – это
окружение усадьбы.
Относительно внутреннего убран-
ства, которое так сильно интере-
сует искусствоведение и законы
которого до сих пор так мало раз-
работаны теоретически, наблюда-
ется странное явление. Несмотря
на то, что в русских усадьбах часто
собраны вещи, далеко не особенно
ценные, все же по каким-то причи-
нам они, в общем и целом, удовлет-
воряют художественное чувство.
Многие из авторов подчеркивают,
какое сильное впечатление произ-
водит на них это внутреннее рас-
положение дома и внутреннее его
убранство. И при этом постоянно
отмечается, что многие из состав-
ных элементов убранства не осо-
бенно высокого качества. Напри-
мер, в области художественной
ткани наблюдается замечательная
бедность. В русских усадьбах нет ни
одного гобелена, за исключением
Кускова, где шпалерные ковры да-
леко не первосортные. Сравнивать
их в этом отношении с Западной
Тихобразов Н.И. Интерьер в имении Лопухиных. 1844 год