Table of Contents Table of Contents
Previous Page  12 / 174 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 12 / 174 Next Page
Page Background

№1 (17) 2017

12

Тема номера

страции, это вилла для отдыха и

для ничегонеделания.

Выработка типа такой виллы

связана с эпохою итальянского

возрождения. Это до такой степе-

ни типичное явление итальянского

Возрождения, что оно как бы не-

разрывно соединено с этой эпохой,

хотя, может быть, отдельные эле-

менты этого типа могут встретить-

ся в разных других условиях. Эпоха

Возрождения в Италии и в Евро-

пе вообще это время проявления

крайнего индивидуализма, время

обособленности и освобождения

от религии, отделения от религии,

которая так долго и так властно

руководила и душою и искусством.

Какой-нибудь герцог устраивал

особую виллу исключительно для

себя, а не для представительства,

не для того, чтобы там принимать

докладчиков и просителей. Очень

характерны великолепные мрамор-

ные украшения подобной виллы,

находящиеся в Ленинграде в музее

б.[арона] Штиглица. Там встречает-

ся великолепно обрамленный мра-

морными орнаментами девиз по

латыни: «Никогда я не бываю так

мало одинок, как тогда, когда меня

оставляют другие», то есть в наи-

лучшем обществе я бываю тогда,

когда я один.

Что такое представляют из себя

в Италии такие виллы около Рима

или около других городов, виллы

разных Боргезе, Эсте, Фарнсзе и т.

д., на которые затрачивались дохо-

ды со всего католического мира?

Это явление колоссальное в смыс-

ле художественной значимости.

Крупнейшие мастера, крупнейшие

гении, величайшие богатства худо-

жественные сосредотачивались в

этих виллах. Затем идеал этот пе-

реходит и в другие страны, возни-

кают всевозможные Сан Суси, Три-

аноны, Эрмитажи, Монрепо и т. д.

без конца, вплоть до русского Не-

скучного. Характерно, что Кусково,

подражающее царскому дворцу,

скоро начинает казаться слишком

людным, громоздким и представи-

тель следующего поколения Ше-

реметевых Николай Петрович соз-

дает новую усадьбу, гораздо более

уединенную – Останкино.

Для предшествующей эпохи, судя

по описанию Болотова, крайне ха-

рактерно размещение помещичьей

усадьбы по две стороны большой

дороги: с одной стороны дороги

дом с садом, а с другой – службы.

Проезжая большая дорога служит

наилучшим соединением со всею

округою. Теперь же замечается

стремление уединиться в глуши,

как можно дальше от людей и до-

рог. Итальянское Возрождение и

вообще Возрождение проникну-

то культом индивидуализма. Это

поколение людей, подверженных

изящной меланхолии, скептиче-

ских и небрежно разочарован-

ных. Единственное желание у них

провести жизнь красиво и взять

от нее все. Словом то, что описа-

но в послании Пушкина Юсупову и

что описано многократно в других

произведениях, это эпикурейство,

это утонченность чувств, это культ

своих удовольствий. Французская

культура XVII века, продолжавшая

и углублявшая идеи итальянского

Ренессанса, сильнейшим образом

отразилась и на русской усадьбе.

Если перечислять художествен-

ные элементы русской усадьбы, то

можно разделить этот материал

на три категории, а именно: вну-

треннее убранство, засим, внешний

вид, и очень важный элемент – это

окружение усадьбы.

Относительно внутреннего убран-

ства, которое так сильно интере-

сует искусствоведение и законы

которого до сих пор так мало раз-

работаны теоретически, наблюда-

ется странное явление. Несмотря

на то, что в русских усадьбах часто

собраны вещи, далеко не особенно

ценные, все же по каким-то причи-

нам они, в общем и целом, удовлет-

воряют художественное чувство.

Многие из авторов подчеркивают,

какое сильное впечатление произ-

водит на них это внутреннее рас-

положение дома и внутреннее его

убранство. И при этом постоянно

отмечается, что многие из состав-

ных элементов убранства не осо-

бенно высокого качества. Напри-

мер, в области художественной

ткани наблюдается замечательная

бедность. В русских усадьбах нет ни

одного гобелена, за исключением

Кускова, где шпалерные ковры да-

леко не первосортные. Сравнивать

их в этом отношении с Западной

Тихобразов Н.И. Интерьер в имении Лопухиных. 1844 год