

№1 (17) 2017
128
Поиск. Версия. Атрибуция
ТЕХНОЛОГИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО
КОВРОТКАЧЕСТВА XVII-XVIII ВЕКОВ
Аннотация:
статья посвящена технологии изготовления шпалер на готлиссных и басслиссных станках. В статье приводятся
иллюстрации гравюр из «Энциклопедии» Дидро с изображениями процесса создания шпалер, а также прилагается глоссарий
основных терминов шпалерного искусства.
Ключевые слова:
шпалера, готлиссный станок, басслиссный станок, картон, шерсть, окрашивание, нити основы, нити утка,
челнок, гребень, мастер-ткач, клеймо, Королевская мануфактура. .
Abstract:
The article is devoted to the technology of making tapestries on haute lice and basse lice looms. The article contains
illustrations of engravings from the «Encyclopedia» by Diderot with images of the process of creating tapestries and a glossary
of basic tapestry terms.
Keywords:
Tapestry, haute lice loom, basse lice loom, cartoon, wool, coloration, warp, weft, shuttle, comb, weaver, mark, Royal
manufactory.
Шпалерами называются тканые
стенные ковры с сюжетными или
орнаментальными
изображени-
ями, являющимися органической
частью самой ткани, в отличие от
вышивки, узоры которой наносят-
ся на поверхность ткани иглой.
Сегодня текстиль, созданный та-
ким способом, обычно называется
«гобеленом», что отсылает нас к
братьям Гобеленам, Жану и Фили-
беру, красильщикам шерсти. В их
мастерских на берегах реки Бьевр
в предместье Парижа в 1601 году
по инициативе Генриха IV нача-
ли работать ткачи, а между 1662
и 1667 годами под руководством
французского
государственного
деятеля Жана-Батиста Кольбера
(1619 – 1683) была учреждена Ко-
ролевская мануфактура. Именно
ее продукцию принято называть
«гобеленами», тогда как изделия
художественного ковроткачества
в целом корректно определять как
«шпалеры».
Безворсовые ковры, украшенные
изображениями природы и людей,
играли важную роль в оформлении
европейского интерьера, начиная с
эпохи Средневековья. Их использо-
вание позволяло лучше сохранять
тепло в холодных замковых поме-
щениях и – в виде раздвижных за-
вес на кольцах – разделять круп-
ные залы на небольшие уютные
комнаты. Шпалеры украшали собо-
ры и ратуши, а во время торжеств –
балконы, окна и стены домов. Они
сопровождали своих знатных вла-
дельцев в военных кампаниях, до-
бавляя роскоши их походным ша-
трам.
Шпалеры чаще всего изготав-
ливались сериями, что позволяло
оформить помещение в едином
стиле. Изготовление по индивиду-
альному заказу предполагало, что
размеры и форма отдельных шпа-
лер соответствуют месту, которое
они были предназначены покры-
вать. В XVI столетии в моду входит
т.н. шпалерная развеска, когда вся
стена скрывалась под коврами,
поэтому в комплект часто входят
шпалеры для простенков между
окнами и размещения над дверя-
ми. По одним и тем же картонам
создавалось неограниченное коли-
чество шпалер. Нередко, подстраи-
ваясь под планировку комнаты, по
одному картону ткались несколько
шпалер усеченного размера с ин-
дивидуальными бордюрами. В не-
больших мастерских была широко
распространена практика создания
относительно не дорогих и упро-
щенных копий знаменитых серий, а
также копирование отдельных пер-
сонажей или деталей из них.
Безворсовые настенные ковры
известны в искусстве Древнего
Востока, Древней Греции и доко-
лумбовой Америки, но в средне-
вековой Европе сформировалась
совершенно новая форма с иной
технологией и художественной си-
стемой. Наиболее ранние образцы
шпалер конца XV – начала XVI веков
имели однотонный фон, усеянный
листьями и цветами, за что имено-
вались мильфлёрами (фр. «тысяча
цветов»). Данный тип шпалер по-
лучил распространение во фран-
ко-фламандском регионе, а самые
первые образцы появились в Ту-
рене, куда из-за Столетней войны
переместился центр производства
ковров. Вероятно, мильфлёры воз-
никли под влиянием религиозного
обычая, бытовавшего во Франции,
когда маршрут процессии в честь
Праздника Тела и Крови Христовых
БУЛГАКОВА Алина,
директор Международного
института антиквариата, к.п.н.