

№1 (17) 2017
150
Антология сюжетов БСИИ
ОТ «ЗОЛОТОГО ВЕКА» ДО УПАДКА
ИСКУССТВО ШПАЛЕР, ОБЮССОНОВ И ВЕРДЮР В БОЛЬШОМ СОБРАНИИ ИЗЯЩНЫХ ИСКУССТВ ASG
Большая часть коллекции шпалер
поступила в Большое собрание из-
ящных искусств ASG без каких-либо
сведений об их происхождении. На
основе найденных аналогов и сопо-
ставительного анализа особенно-
стей построения композиций, трак-
товки образов, передачи деталей и
колористической гаммы была выяв-
лена продукция мануфактур Брюс-
селя, Ауденарде, Обюссона и Бове.
В настоящее время в собрании ASG
находятся три брюссельские шпа-
леры: тенирс «Танец вокруг май-
ского дерева» и две композиции
на мифологические сюжеты – «Пир
Клеопатры» и «Бой Ахилла и Гек-
тора». Последние выполнены по
картонам знаменитых мастеров –
Исаака Муайона (1614 – 1673)
и Питера Пауля Рубенса (1577 –
1640). Именно в Брюсселе было
положено начало выполнению
шпалер по картинам знаменитых
художников. Для брюссельских
шпалер характерны: сложные мно-
гофигурные композиции, где дей-
ствующие лица заполняют все поле
ковра; костюмы, соответствующие
моде времени, вне зависимости от
хронологии изображаемых собы-
тий; многообразие трав и цветов
на переднем плане. Чаще всего сю-
жетами брюссельских шпалер ста-
новились события античных мифов,
древней истории и Ветхого Завета.
Одним из самых известных масте-
ров, работавших на мануфактурах
Брюсселя, был Бернарт ван Орлей
(1488/1492 – 1541/1542), прив-
несший во фламандские шпалеры
традиции итальянского искусства
(художник обучался в Риме). Наи-
более знаменитой серией шпалер,
выпущенной по картонам Орлея в
1531 – 1533 годах, стала «Охота
императора Максимилиана».
В конце XVI века из-за массовых
гонений на гугенотов, эмигрировав-
ших в Делфт, Мидделбург, Англию
и Германию, мануфактуры Брюссе-
ля пришли в упадок. Производство
вновь возродилось после того, как
в ноябре 1611 года мастерская Яна
II Раеса (Jan Raes II, 1570 – 1643)
подписала контракт с Питером Пау-
лем Рубенсом на создание рисунков
к четырем сериям шпалер. Кроме
продукции Раеса популярностью
пользовались и изделия мастерских
Яна Лейнерса, Гулама ван Кортен-
берга, Франса ван дер Хекка, Гу-
лама ван Леефдаля, Якоба ван дер
Борхта. Здесь изготавливали шпа-
леры не только по эскизам Рубенса,
но также его ученика Якоба Йор-
данса (1593 – 1678) и кермессы в
стиле Тенирсов.
После учреждения Кольбером
мануфактуры Гобеленов производ-
ства Брюсселя испытали влияние
французской продукции. С выходом
серии гобеленов «История Алек-
сандра Македонского» (1664 год),
являющейся завуалированной ал-
легорией величия короля Людови-
ка XIV, она была повторена ткачами
Брюсселя, а в 1694 году, когда ко-
ролевская мануфактура Франции
была закрыта из-за финансовых
осложнений, вызванных войнами,
многие французские ткачи пере-
брались во Фландрию.
Одной из самых примечательных
брюссельских шпалер Большого со-
брания изящных искусств ASG явля-
ется «Пир Клеопатры», на которой
изображена сама царица Египта и
Марк Антоний – римский политиче-
ский деятель и полководец.
БУЛГАКОВА Алина,
директор Международного
института антиквариата, к.п.н.
Аннотация:
статья посвящена истории возникновения и развития трех крупных европейских центров ковроткачества:
Брюссель, Ауденарде и Обюссон, а также анализу созданных здесь шпалер XVII – XVIII веков из собрания ASG.
Ключевые слова:
шпалера, картон, мануфактура, бордюр, мастер-ткач, Обюссон.
Abstract:
The article is devoted to the history of the emergence and development of three major European tapestry centers:
Brussels, Oudenaarde, Aubusson. The article analyzes the tapestries created here from the 17th - 18th centuries from a large
collection of fine arts ASG.
Keywords:
Tapestry, cartoon, manufactory, border, weaver, Aubusson.