Table of Contents Table of Contents
Previous Page  150 / 174 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 150 / 174 Next Page
Page Background

№1 (17) 2017

150

Антология сюжетов БСИИ

ОТ «ЗОЛОТОГО ВЕКА» ДО УПАДКА

ИСКУССТВО ШПАЛЕР, ОБЮССОНОВ И ВЕРДЮР В БОЛЬШОМ СОБРАНИИ ИЗЯЩНЫХ ИСКУССТВ ASG

Большая часть коллекции шпалер

поступила в Большое собрание из-

ящных искусств ASG без каких-либо

сведений об их происхождении. На

основе найденных аналогов и сопо-

ставительного анализа особенно-

стей построения композиций, трак-

товки образов, передачи деталей и

колористической гаммы была выяв-

лена продукция мануфактур Брюс-

селя, Ауденарде, Обюссона и Бове.

В настоящее время в собрании ASG

находятся три брюссельские шпа-

леры: тенирс «Танец вокруг май-

ского дерева» и две композиции

на мифологические сюжеты – «Пир

Клеопатры» и «Бой Ахилла и Гек-

тора». Последние выполнены по

картонам знаменитых мастеров –

Исаака Муайона (1614  – 1673)

и Питера Пауля Рубенса (1577 –

1640). Именно в Брюсселе было

положено начало выполнению

шпалер по картинам знаменитых

художников. Для брюссельских

шпалер характерны: сложные мно-

гофигурные композиции, где дей-

ствующие лица заполняют все поле

ковра; костюмы, соответствующие

моде времени, вне зависимости от

хронологии изображаемых собы-

тий; многообразие трав и цветов

на переднем плане. Чаще всего сю-

жетами брюссельских шпалер ста-

новились события античных мифов,

древней истории и Ветхого Завета.

Одним из самых известных масте-

ров, работавших на мануфактурах

Брюсселя, был Бернарт ван Орлей

(1488/1492 – 1541/1542), прив-

несший во фламандские шпалеры

традиции итальянского искусства

(художник обучался в Риме). Наи-

более знаменитой серией шпалер,

выпущенной по картонам Орлея в

1531 – 1533 годах, стала «Охота

императора Максимилиана».

В конце XVI века из-за массовых

гонений на гугенотов, эмигрировав-

ших в Делфт, Мидделбург, Англию

и Германию, мануфактуры Брюссе-

ля пришли в упадок. Производство

вновь возродилось после того, как

в ноябре 1611 года мастерская Яна

II Раеса (Jan Raes II, 1570 – 1643)

подписала контракт с Питером Пау-

лем Рубенсом на создание рисунков

к четырем сериям шпалер. Кроме

продукции Раеса популярностью

пользовались и изделия мастерских

Яна Лейнерса, Гулама ван Кортен-

берга, Франса ван дер Хекка, Гу-

лама ван Леефдаля, Якоба ван дер

Борхта. Здесь изготавливали шпа-

леры не только по эскизам Рубенса,

но также его ученика Якоба Йор-

данса (1593 – 1678) и кермессы в

стиле Тенирсов.

После учреждения Кольбером

мануфактуры Гобеленов производ-

ства Брюсселя испытали влияние

французской продукции. С выходом

серии гобеленов «История Алек-

сандра Македонского» (1664 год),

являющейся завуалированной ал-

легорией величия короля Людови-

ка XIV, она была повторена ткачами

Брюсселя, а в 1694 году, когда ко-

ролевская мануфактура Франции

была закрыта из-за финансовых

осложнений, вызванных войнами,

многие французские ткачи пере-

брались во Фландрию.

Одной из самых примечательных

брюссельских шпалер Большого со-

брания изящных искусств ASG явля-

ется «Пир Клеопатры», на которой

изображена сама царица Египта и

Марк Антоний – римский политиче-

ский деятель и полководец.

БУЛГАКОВА Алина,

директор Международного

института антиквариата, к.п.н.

Аннотация:

статья посвящена истории возникновения и развития трех крупных европейских центров ковроткачества:

Брюссель, Ауденарде и Обюссон, а также анализу созданных здесь шпалер XVII – XVIII веков из собрания ASG.

Ключевые слова:

шпалера, картон, мануфактура, бордюр, мастер-ткач, Обюссон.

Abstract:

The article is devoted to the history of the emergence and development of three major European tapestry centers:

Brussels, Oudenaarde, Aubusson. The article analyzes the tapestries created here from the 17th - 18th centuries from a large

collection of fine arts ASG.

Keywords:

Tapestry, cartoon, manufactory, border, weaver, Aubusson.