Table of Contents Table of Contents
Previous Page  156 / 174 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 156 / 174 Next Page
Page Background

№1 (17) 2017

156

Антология сюжетов БСИИ

популярных серий можно выделить

«Китайские сцены», созданные по

картонам Буше. Но и в этот период

шпалеры мануфактуры Обюссона

отличаются своеобразным коло-

ритом и несколько наивной трак-

товкой фигур и пейзажа. Шерсть,

из которой ткались эти шпалеры,

грубее, и поэтому, как правило, они

толще, а фактура их более рубча-

тая. Обюссонские шпалеры были

относительно недорогими и имели

распространение преимуществен-

но среди провинциального дворян-

ства.

После событий Великой фран-

цузской революции мануфакту-

ры Обюссона не смогли наладить

работу в прежнем объеме и воз-

родить художественные тради-

ции прошлого. Тканые ковры все

больше начинают уподобляться

живописным полотнам, а их ко-

лористическое решение значи-

тельно упрощается. В 1884 году

французское правительство при-

нимает решение об упразднении

производства и учреждении на

его основе Национальной школы

декоративного искусства Обюссо-

на (L’école nationale d’art décoratif

d’Aubusson), первым директором

которой стал живописец и гравер

Антуан-Мариус Мартин. Именно

при нем школа с большим успехом

участвовала в Международной вы-

ставке современного декоратив-

ного и промышленного искусства

1925 года в Париже.

В центре обюссонской шпалеры

из собрания ASG изображена Це-

рера (греч. Деметра) – античная

богиня плодородия и земледелия.

Ее голову украшает корона из по-

чатков кукурузы. В ее правой руке

горящий факел – отсылка к мифу о

похищенной Прозерпи-

не, ее дочери, поисками

которой Церера занима-

ется в холодное время

года. Богиню окружа-

ют жнецы, убирающие

урожай и резвящиеся

в реке. Мотивы жатвы

и купания – основные

для символизации лета.

Кроме того, композицию

украшают постоянные

атрибуты данного вре-

мени года – снопы ко-

лосьев и серпы. Юноша,

лицо которого обращено

к Церере, – Триптолем,

учитель хлебопашества,

ее любимец и спутник.

Шпалера обрамлена

широкими бордюрами

с узорами из стилизо-

ванных

изображений

пышных кустов и цветов.

Такой тип обрамления

является

переходным

между красочно декори-

рованными бордюрами с

гирляндами цветов, гро-

тесками и мини-сценка-

ми в медальонах шпалер

XV – XVII веков и имита-

цией картинных рам бо-

лее позднего периода.

По светло-оливковому

фону бордюра в шахматном поряд-

ке идут пальметты, обрамленные

фестончатой полосой. Между паль-

меттами – четырехлепестковые

цветы. По углам нижнего бордю-

ра  – реставрационные вставки.

В целом аллегории времен года

и циклы месяцев – популярная

тема фламандских и француз-

ских шпалер XVI – XVII веков. В

сюжетах, отображающих годовой

цикл, обычно изображались со-

ответствующие сезону сельскохо-

зяйственные работы. Привязка к

определенному месяцу могла под-

черкиваться зодиакальным сим-

волом. Ренессанс возродил антич-

ную традицию персонифицировать

времена года в образах языческих

богов. Флора или Венера, как пра-

вило, олицетворяют весну, Цере-

ра – лето, Бахус – осень, которая

неизменно ассоциировалась с

Шпалера «Аллегория лета»

Франция, Обюссон, XVIII в.

Шерсть, шелк; шпалерное ткачество

277×305 см

БСИИ ASG, Инв. № 05-0788