Table of Contents Table of Contents
Previous Page  157 / 174 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 157 / 174 Next Page
Page Background

157

№1 (17) 2017

Антология сюжетов БСИИ

Шпалера «Аллегория лета»

Франция, Обюссон, конец XVII – начало XVIII вв.

Шерсть, щелк. 272×325 см

Проходила на аукционе Christie’s 2 – 3 октября 2012,

Амстердам

Шпалера «Аллегория зимы»

Франция, Обюссон, мастерская

Мишеля Верне, XVIII в.

Шерсть, щелк. 282×293 см

Проходила на аукционе Sotheby’s

24 февраля 2015, Лондон

виноделием, а Борей или Вулкан

– зиму. Церера также появля-

лась в качестве персонификации

элемента земля в сериях шпалер,

посвященных аллегориям стихий.

Серия «Аллегории времен года» с

изображениями Флоры, Цереры,

Бахуса и Вулкана несколько раз

выпускалась в Обюссоне и Фель-

тене на протяжении XVIII столетия,

в частности, в мастерской Мишеля

Верне. Этой мастерской принадле-

жит шпалера XVIII века «Аллегория

зимы», проходившая на аукционе

Sotheby’s 24 февраля 2015 года в

Лондоне. Близки между собой фи-

гуры юноши-помощника, которого

в «Аллегории лета» можно трак-

товать как Триптолема, а в «Алле-

гории зимы» эта же фигура высту-

пает в роли одного из киклопов,

работавших в кузнице Вулкана.

Обюссонская шпалера, вытканная

около 1700 года, с отдыхающей

Церерой, в руках которой факел и

сноп колосьев, приведена в ката-

логе шпалер замков Баден-Вюр-

темберга.

Работа по атрибуции шпалер Боль-

шого собрания изящных искусств

ASG не прекращается. Осложнена

она ограниченностью русскоязычной

литературы по истории и технологи-

ям реставрации предметов шпалер-

ного ткачества. Фундаментальными

трудами в этой области являются

исследования заведующей отделом

западноевропейского прикладного

искусства Эрмитажа – Нины Юрьев-

ны Бирюковой. Эти работы и на се-

годняшний день являются основным

источником по изучению западно-

европейских шпалер в России. Ма-

териалы по реставрации шпалер

публикует на своем портале Госу-

дарственный музей изобразитель-

ных искусств им. А.С. Пушкина.

В этих условиях научное ис-

следование шпалер Большого

собрания изящных искусств ASG

вносит свой вклад в атрибуцию

сюжетов, хронологии и места

создания представленных в кол-

лекции образцов европейского

ковроткачества. Приведенные в

исследованиях аналоги полно-

стью сохранившихся композиций

помогут восполнить представле-

ния об изначальном виде той или

иной шпалеры и о том, фрагмен-

том какой ее части является до-

шедшая до нас сцена. Безуслов-

но, атрибуция многих шпалер из

собрания ASG требует дальней-

шего изучения, а также внесения

уточнений.

Ссылки:

1. Boccara, J. Ames de laine et de soie. – Château de Sainte-Rémy-

en-l’Eau: Éditions d’art Monelle Hayot, 1988. – 351 p.

2. Lázló, E. Flemish and French Tapestries in Hungary. – Budapest:

Revai Printing House, 1981. – 198 p.