

№1 (17) 2017
160
УСЛОВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ ПАРАДНОГО ПОРТРЕТА
Клод Арнульфи (1697-1786) про-
жил долгую и насыщенную жизнь,
работая практически до последних
дней и оставив после себя множе-
ство учеников. По утверждению са-
мого Арнульфи, он родился либо в
Гренобле, либо в Лионе в семье ху-
дожника Карла Арнульфи, а детство
провел во французской столице.
Первоначальное обучение Арнуль-
фи получил в художественной ма-
стерской отца, а затем отправился
в Рим для продолжения учёбы у Бе-
недетто Лути (1666—1724), которо-
му покровительствовал сам великий
герцог Козимо III Медичи. Учениками
Лути были также братья ван Лоо.
Довольно рано – в возрасте 25
лет – Арнульфи зарекомендовал
себя талантливым портретистом в
городе Экс-ан-Провансе, где про-
шла большая часть его творческой
жизни. Жанр парадного портре-
та в начале XVII века сохраняет
тенденцию прошлого – раскрытие
социальной роли портретируемо-
го, подчинение индивидуального
типическому. Одновременно в ис-
кусстве портрета зарождается об-
ратная тенденция – психологизация
личности через точно подмеченную
деталь. Воплотить эти разнонаправ-
ленные тенденции удалось Клоду
Арнульфи и его предшественникам
Никола Ларжильеру и Гиацинту
Риго, которых он считал своими учи-
телями в искусстве.
Творческая жизнь Арнульфи про-
должалась почти весь XVIII век и
внесла значительный вклад в раз-
витие французского парадного
портрета. Обязательным условием
портретной живописи, направлен-
ным на стимулирование интереса
зрителя к произведению, является
его динамика. Чаще всего она кон-
центрируется в глазах портрета,
также важно положение рук. Дина-
мизм взгляда может быть выражен
его направлением, чаще всего он
находится на одной оси со взглядом
зрителя. Именно так решен авто-
портрет Арнульфи.
Особую славу Арнульфи принесли
парадные портреты военных, в том
числе офицеров Королевского во-
енно-морского флота Великобрита-
нии, в 1844 году стоявших в Тулоне.
Не менее интересен портрет фран-
цузского адмирала де Риго.
Перед нами совсем еще молодой
человек – модели на момент на-
писания портрета нет и тридцати,
поза его свободна и одновремен-
но изящна – сказываются и потом-
ственный аристократизм, и военная
выправка. Несколько поколений се-
мьи знатного французского рода де
Риго де Водрёй служили на флоте. В
1746 году будущий французский ад-
мирал, а тогда еще лейтенант, при-
нимал участие в знаменитом мор-
ском сражении между английским
и французским флотом, находясь на
корабле, которым командовал его
отец. Вероятно, орден, красующий-
ся на его мундире, получен именно
за это. О героическом событии на-
поминает и военный корабль, на
фоне которого изображен портре-
тируемый.
Произведения художника срав-
нивали с работами Гиацинта Риго
(1659-1743) и Никола де Ларжилье-
ра (1656-1746). В Большом собра-
нии изящных искусств ASG хранятся
три портрета, один из которых соз-
дан художником из окружения Лар-
жильера, а два других принадлежат
кругу и мастерской Гиацинта Риго.
Никола де Ларжильер работал
в историческом, портретном, пей-
зажном и натюрмортном жанрах.
Обучался живописи у Антони Губо
и испытал влияние Рубенса и Анто-
ниса ван Дейка. С 1682 года он ра-
ботал в Париже, где посвятил себя
портретной живописи. В 1686 году
стал почетным членом Французской
Академии, в 1722 – ее директором,
а в 1743 – канцлером.
Портрет видного французского
юриста XVIII века Жана ле Камю из
собрания ASG был создан кругом
мастера около 1700 года, когда сам
Ларжильер находился на пике твор-
К 320-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ
Календарь памятных дат
К. Арнульфи Французский ад-
мирал Луи-Филипп де Риго
(1750)Икар (Лувр)
Клод Арнульфи Автопортрет
(1746)