Table of Contents Table of Contents
Previous Page  160 / 174 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 160 / 174 Next Page
Page Background

№1 (17) 2017

160

УСЛОВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ ПАРАДНОГО ПОРТРЕТА

Клод Арнульфи (1697-1786) про-

жил долгую и насыщенную жизнь,

работая практически до последних

дней и оставив после себя множе-

ство учеников. По утверждению са-

мого Арнульфи, он родился либо в

Гренобле, либо в Лионе в семье ху-

дожника Карла Арнульфи, а детство

провел во французской столице.

Первоначальное обучение Арнуль-

фи получил в художественной ма-

стерской отца, а затем отправился

в Рим для продолжения учёбы у Бе-

недетто Лути (1666—1724), которо-

му покровительствовал сам великий

герцог Козимо III Медичи. Учениками

Лути были также братья ван Лоо.

Довольно рано – в возрасте 25

лет – Арнульфи зарекомендовал

себя талантливым портретистом в

городе Экс-ан-Провансе, где про-

шла большая часть его творческой

жизни. Жанр парадного портре-

та в начале XVII века сохраняет

тенденцию прошлого – раскрытие

социальной роли портретируемо-

го, подчинение индивидуального

типическому. Одновременно в ис-

кусстве портрета зарождается об-

ратная тенденция – психологизация

личности через точно подмеченную

деталь. Воплотить эти разнонаправ-

ленные тенденции удалось Клоду

Арнульфи и его предшественникам

Никола Ларжильеру и Гиацинту

Риго, которых он считал своими учи-

телями в искусстве.

Творческая жизнь Арнульфи про-

должалась почти весь XVIII век и

внесла значительный вклад в раз-

витие французского парадного

портрета. Обязательным условием

портретной живописи, направлен-

ным на стимулирование интереса

зрителя к произведению, является

его динамика. Чаще всего она кон-

центрируется в глазах портрета,

также важно положение рук. Дина-

мизм взгляда может быть выражен

его направлением, чаще всего он

находится на одной оси со взглядом

зрителя. Именно так решен авто-

портрет Арнульфи.

Особую славу Арнульфи принесли

парадные портреты военных, в том

числе офицеров Королевского во-

енно-морского флота Великобрита-

нии, в 1844 году стоявших в Тулоне.

Не менее интересен портрет фран-

цузского адмирала де Риго.

Перед нами совсем еще молодой

человек – модели на момент на-

писания портрета нет и тридцати,

поза его свободна и одновремен-

но изящна – сказываются и потом-

ственный аристократизм, и военная

выправка. Несколько поколений се-

мьи знатного французского рода де

Риго де Водрёй служили на флоте. В

1746 году будущий французский ад-

мирал, а тогда еще лейтенант, при-

нимал участие в знаменитом мор-

ском сражении между английским

и французским флотом, находясь на

корабле, которым командовал его

отец. Вероятно, орден, красующий-

ся на его мундире, получен именно

за это. О героическом событии на-

поминает и военный корабль, на

фоне которого изображен портре-

тируемый.

Произведения художника срав-

нивали с работами Гиацинта Риго

(1659-1743) и Никола де Ларжилье-

ра (1656-1746). В Большом собра-

нии изящных искусств ASG хранятся

три портрета, один из которых соз-

дан художником из окружения Лар-

жильера, а два других принадлежат

кругу и мастерской Гиацинта Риго.

Никола де Ларжильер работал

в историческом, портретном, пей-

зажном и натюрмортном жанрах.

Обучался живописи у Антони Губо

и испытал влияние Рубенса и Анто-

ниса ван Дейка. С 1682 года он ра-

ботал в Париже, где посвятил себя

портретной живописи. В 1686 году

стал почетным членом Французской

Академии, в 1722 – ее директором,

а в 1743 – канцлером.

Портрет видного французского

юриста XVIII века Жана ле Камю из

собрания ASG был создан кругом

мастера около 1700 года, когда сам

Ларжильер находился на пике твор-

К 320-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ

Календарь памятных дат

К. Арнульфи Французский ад-

мирал Луи-Филипп де Риго

(1750)Икар (Лувр)

Клод Арнульфи Автопортрет

(1746)