Table of Contents Table of Contents
Previous Page  162 / 174 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 162 / 174 Next Page
Page Background

№1 (17) 2017

162

Календарь памятных дат

Жан-Батист Сантерр, ма-

стерская

Портрет Филиппа Орлеан-

ского, регента Франции

Холст, масло, 83,5×67 см

БСИИ ASG, инв. № 02-1917

«ВАН ДЕЙК ПАСТЕЛИ» И МАСТЕР «ПОЛУЦАРСТВОВАНИЯ»

360 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ЖОЗЕФА ВИВЬЕНА

300 ЛЕТ СО ДНЯ СМЕРТИ ЖАН-БАТИСТА САНТЕРРА

Хотя величайшими портретистами

XVII века были фламандцы Рубенс

и ван Дейк, голландцы Рембрандт

и Хальс, значение современных им

французских художников также

выходит далеко за пределы своей

эпохи. Вивьен стал знаменит бла-

годаря своим портретам, написан-

ным в технике пастели. Один из них

– портрет принца Филиппа Анжуй-

ского – будущего короля Испании

Филиппа V. В Большом собрании

изящных искусств ASG имеется

портрет его политического кон-

курента и родственника Филиппа

Орлеанского кисти Жана-Батиста

Сантерра.

Родился Жозеф Вивьен в Лионе

в 1657 году. В возрасте 20 лет он

покидает родной город и отправ-

ляется в Париж, где нанимается

на работу в мастерскую Шарля

Лебрена – основателя Королев-

ской академии живописи и скуль-

птуры. Лебрен повлиял на вкусы и

мировоззрение целого поколения

художников, став важнейшей фигу-

рой «стиля Людовика XIV». Сам ко-

роль разделял и поощрял искусство

Лебрена, а в период, когда Вивьен

стал у него учиться, он был в пол-

ном расцвете своего могущества.

Вивьен стал знаменит благодаря

портретам, написанным в техни-

ке пастели, он же был и главным

популяризатором этой техники во

Франции. Его современники вос-

хищались сложным использовани-

ем цвета, а один поклонник даже

назвал его «Ван Дейком пастели».

Художник словно предвосхитил ее

широкое использование в искус-

стве портрета во Франции XVIII

века, пастель использовали такие

известные художники, как Буше, де

Латур, Шарден, позднее Грёз, Лио-

тар, Гюбер и Делакруа.

Пастель находится на грани меж-

ду рисунком и живописью. В ней со-

единяются линия и цвет: ею можно

рисовать и писать, работать штри-

ховкой, живописным пятном, сухой

или мокрой кистью. Особенность

пастели в том, что при минимуме

связующего красящая масса пред-

ставляет отдельные частицы пиг-

мента, отражаясь от которых свет

рассеивается в разные стороны,

придавая красочному слою особую

лучистость, бархатистость, специ-

фическую «пастельную» мягкость.

Дега говорил, что пастель позволя-

ет ему стать «колористом с линией».

В 1698 году, уже после смерти

Лебрена, Вивьен был принят в Ко-

ролевскую академию живописи и

скульптуры. Вскоре он назначается

советником Академии, получив жа-

лование и жильё при королевской

мануфактуре гобеленов.

Вивьен работал также в Брюс-

селе, Кёльне, Мюнхене в качестве

придворного живописца, создав

целый ряд портретов членов пра-

вящих семей, аристократов, глав

правительств, видных представите-

лей культуры и церкви нескольких

европейских государств.

Умер в Бонне в возрасте 77 лет.

Одним из шедевров его творче-

ства является портрет принца Фи-

липпа Анжуйского. Внук Людовика

XIV и дядя Людовика XV, Филипп

Анжуйский родился во Франции. В

возрасте неполных семнадцати лет

занял испанский престол по завеща-

нию бездетного испанского короля

Карла II, своего двоюродного деда.

Правил с 1700 по 1746 годы, на на-

чальном этапе полностью следуя

инструкциям Людовика XIV. В целом

правление Филиппа V для Испании

было успешным, при нем экономи-

ка страны стала восстанавливаться

после затяжного кризиса XVII века,

хотя войну за французский престол

Испания проиграла.

В Большом собрании изящных

искусств ASG имеется портрет «по-

литического соперника» принца

Филиппа Анжуйского – Филиппа

Орлеанского (1640 – 1701). Пле-

мянник Людовика XIV, он с 1715

по 1723 годы регентствовал при

малолетнем короле Людовике XV.

Филипп был крайне честолюбив —

его не устраивало положение «веч-

но второго», как иногда называли

Вивьен Ж. Портрет принца

Филиппа Анжуйского