

№1 (17) 2017
162
Календарь памятных дат
Жан-Батист Сантерр, ма-
стерская
Портрет Филиппа Орлеан-
ского, регента Франции
Холст, масло, 83,5×67 см
БСИИ ASG, инв. № 02-1917
«ВАН ДЕЙК ПАСТЕЛИ» И МАСТЕР «ПОЛУЦАРСТВОВАНИЯ»
360 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ЖОЗЕФА ВИВЬЕНА
300 ЛЕТ СО ДНЯ СМЕРТИ ЖАН-БАТИСТА САНТЕРРА
Хотя величайшими портретистами
XVII века были фламандцы Рубенс
и ван Дейк, голландцы Рембрандт
и Хальс, значение современных им
французских художников также
выходит далеко за пределы своей
эпохи. Вивьен стал знаменит бла-
годаря своим портретам, написан-
ным в технике пастели. Один из них
– портрет принца Филиппа Анжуй-
ского – будущего короля Испании
Филиппа V. В Большом собрании
изящных искусств ASG имеется
портрет его политического кон-
курента и родственника Филиппа
Орлеанского кисти Жана-Батиста
Сантерра.
Родился Жозеф Вивьен в Лионе
в 1657 году. В возрасте 20 лет он
покидает родной город и отправ-
ляется в Париж, где нанимается
на работу в мастерскую Шарля
Лебрена – основателя Королев-
ской академии живописи и скуль-
птуры. Лебрен повлиял на вкусы и
мировоззрение целого поколения
художников, став важнейшей фигу-
рой «стиля Людовика XIV». Сам ко-
роль разделял и поощрял искусство
Лебрена, а в период, когда Вивьен
стал у него учиться, он был в пол-
ном расцвете своего могущества.
Вивьен стал знаменит благодаря
портретам, написанным в техни-
ке пастели, он же был и главным
популяризатором этой техники во
Франции. Его современники вос-
хищались сложным использовани-
ем цвета, а один поклонник даже
назвал его «Ван Дейком пастели».
Художник словно предвосхитил ее
широкое использование в искус-
стве портрета во Франции XVIII
века, пастель использовали такие
известные художники, как Буше, де
Латур, Шарден, позднее Грёз, Лио-
тар, Гюбер и Делакруа.
Пастель находится на грани меж-
ду рисунком и живописью. В ней со-
единяются линия и цвет: ею можно
рисовать и писать, работать штри-
ховкой, живописным пятном, сухой
или мокрой кистью. Особенность
пастели в том, что при минимуме
связующего красящая масса пред-
ставляет отдельные частицы пиг-
мента, отражаясь от которых свет
рассеивается в разные стороны,
придавая красочному слою особую
лучистость, бархатистость, специ-
фическую «пастельную» мягкость.
Дега говорил, что пастель позволя-
ет ему стать «колористом с линией».
В 1698 году, уже после смерти
Лебрена, Вивьен был принят в Ко-
ролевскую академию живописи и
скульптуры. Вскоре он назначается
советником Академии, получив жа-
лование и жильё при королевской
мануфактуре гобеленов.
Вивьен работал также в Брюс-
селе, Кёльне, Мюнхене в качестве
придворного живописца, создав
целый ряд портретов членов пра-
вящих семей, аристократов, глав
правительств, видных представите-
лей культуры и церкви нескольких
европейских государств.
Умер в Бонне в возрасте 77 лет.
Одним из шедевров его творче-
ства является портрет принца Фи-
липпа Анжуйского. Внук Людовика
XIV и дядя Людовика XV, Филипп
Анжуйский родился во Франции. В
возрасте неполных семнадцати лет
занял испанский престол по завеща-
нию бездетного испанского короля
Карла II, своего двоюродного деда.
Правил с 1700 по 1746 годы, на на-
чальном этапе полностью следуя
инструкциям Людовика XIV. В целом
правление Филиппа V для Испании
было успешным, при нем экономи-
ка страны стала восстанавливаться
после затяжного кризиса XVII века,
хотя войну за французский престол
Испания проиграла.
В Большом собрании изящных
искусств ASG имеется портрет «по-
литического соперника» принца
Филиппа Анжуйского – Филиппа
Орлеанского (1640 – 1701). Пле-
мянник Людовика XIV, он с 1715
по 1723 годы регентствовал при
малолетнем короле Людовике XV.
Филипп был крайне честолюбив —
его не устраивало положение «веч-
но второго», как иногда называли
Вивьен Ж. Портрет принца
Филиппа Анжуйского