Table of Contents Table of Contents
Previous Page  163 / 174 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 163 / 174 Next Page
Page Background

163

№1 (17) 2017

герцогов Орлеанских. Он попытал-

ся претендовать на испанский трон

вместо намечавшегося на это ме-

сто Филиппа Анжуйского, что при-

вело к длительной размолвке с Лю-

довиком XIV.

Портрет написан мастерской Жа-

на-Батиста Сантерра (1651-1717),

чей талант очень высоко ценил

Людовик XIV. Аналогичный портрет

Филиппа Орлеанского, написанный

самим Сантерром, хранится в Бир-

мингемском музее.

Учителями Сантерра были Фран-

суа Лемэр, посредственный живо-

писец, а позже Булонь Старший,

внушивший ему любовь к искусству

и приучивший работать только с

натуры. Сначала Сантерр зани-

мался портретной живописью, но

вскоре стал писать головки и пояс-

ные фигуры женщин, причем поль-

зовался как натурщицами своими

многочисленными ученицами. По-

говаривали, что под видом рисо-

вальной школы художник открыто

держит у себя целый гарем мо-

лодых девиц. Только одна из них,

Женевьева Бланшо по прозванью

Годок, достигла некоторой извест-

ности как художница. В 1704 году

был избран в члены Парижской

академии.

Сантерр работал очень медлен-

но, а потому и число его картин

крайне незначительно. Они свиде-

тельствуют, что он прекрасно знал

анатомию и перспективу, рисовал с

уверенностью и обладал приятным,

прозрачным колоритом, но не имел

тонкого вкуса и грешил манерно-

стью. Об этом свидетельствует его

картина на библейский сюжет о Су-

санне – еврейке из Вавилона.

Начиная с XVI века этот сюжет

становится популярнейшим, по-

скольку позволял изображать

обнаженную женскую натуру, не

страшась упреков в сластолюбии, и

Сантерр не мог пройти мимо него.

В Большом собрании изящных

искусств ASG хранится картина ма-

стерской итальянского живописца

XVII века Джованни Джакомо Се-

менти (1580 – 1636) на аналогич-

ный сюжет. Сказание рассказывает

о том, как Сусанна – дочь Хелкия

и жена Иоакима, обнаженная ку-

палась в своем саду. В это время

за ней подглядывали два старика –

уважаемые старейшины и судья.

Возжелав красавицу, они угрожа-

ют ей обвинениями в прелюбодея-

нии, если она отвергнет их. Сусанна

отказалась удовлетворить жела-

ние старейшин, и была ими ложно

обвинена и приговорена за это к

смерти. В последнюю минуту бла-

годаря пророку Даниилу, который

устроил старцам перекрестный до-

прос, в результате чего они дали

разные показания, Сусанна была

спасена, а лжесвидетели казнены.

На картине Сантерра Сусанна

изображена в центре. Она еще не

догадывается, что за ней наблюда-

ют старейшины, которых мы видим

справа, выглядывающих из-за сте-

ны купальни. В работе мастерской

Сементи Сусанна уже дает им ре-

шительный отпор, ударив одного

из старцев по лицу. И если в карти-

не Сантерра, наряду с барочными

чертами, в кокетливо-стыдливой

фигуре Сусанны уже читаются чер-

ты зарождения нового стиля Ро-

коко, то художники из мастерской

Сементи, да и сам этот художник,

проявили себя талантливыми по-

следователями искусства Кара-

ваджо.

Рисунки Сантерра отличаются

большими достоинствами; к со-

жалению, они встречаются весьма

Календарь памятных дат

Сантерр Ж.-Б. Автопортрет

Жан-Батист Сантерр

Портрет Филиппа Орлеан-

ского, регента Франции

Музей Бирмингема

Сантерр Ж.-Б.

Сусанна в купальне

1704 г.

Лувр, Париж

Джованни Джакомо Семен-

ти, мастерская

Сусанна и старцы

Холст, масло, 130×161 см

БCИИ ASG, инв. № 04-3839