

№1 (17) 2017
164
Календарь памятных дат
АМУРЫ СЫНА КОРОЛЕВСКОГО КУЧЕРА
350 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ РОБЕРА ДЕ ТУРНЬЕРА
280 ЛЕТ СО ДНЯ СМЕРТИ ФРАНСУА ЛЕМУАНА
Франсуа
Лемуан
(Ле-Мойн)
(1688-1737) – французский ху-
дожник эпохи рококо. Родился он
в далекой от искусства среде – в
семье королевского кучера. Пер-
вым учителем его стал отчим –
Робер Леврак де Турньер, мастер
барочного портрета, женившийся
на его матери вскоре после смер-
ти отца Франсуа. В возрасте 13 лет
Лемуан поступает в Королевскую
академию художеств и становится
учеником Луи Галлоша, известного
художника, а в конце жизни и тео-
ретика искусства, наставника Буше
и Натуара. В 1711 году Лемуану
была присуждена Римская премия,
однако из-за нехватки средств она
так и не была выплачена. В Акаде-
мии он оставался до 1713 года.
В 1722 году Лемуан познакомил-
ся с Франсуа Берже, оказавшим
сильное влияние на его творчество.
В 1723-1724 годах оба молодых
художника совершили длительное
учебное путешествие по Италии,
посетив Рим, Болонью, Неаполь и
Венецию. Большое впечатление на
них произвели полотна Корреджо,
Себастьяно Риччи и Пелегринни.
Благодаря знакомству с творче-
ством итальянских мастеров со-
вершенствуется живописная ма-
нера Лемуана: колорит становится
светлее, цвет более сочным, факту-
ра красочного слоя вибрирующей и
светоносной.
Вернувшись в Париж, Лемуан
открыл свою мастерскую и повёл
жизнь свободного художника. Сре-
ди его учеников значатся Донат
Нонотт и Лоран Кар, даже Франсуа
Буше учился у него несколько ме-
сяцев, правда, вспоминал об этом
без большого удовольствия. В 1718
году Лемуан стал членом Королев-
ской академии художеств, а с 1733
– её профессором. Кстати, его отчим
Робер де Турньер стал помощником
профессора в Академии только в
1737 году. В своих монументаль-
ных произведениях, в частности, в
картине «Людовик XV, дающий мир
Европе» (1729), хранящейся в Вер-
сале, заметно стремление Лемуана
следовать традициям «большого
стиля» XVII века, однако в несколь-
ко смягченном варианте, отвечаю-
щем вкусам, царящим при дворе.
Множество станковых картин
Лемуана близко к галантным про-
изведениям Антуана Ватто, они на-
писаны в светлых тонах, населены
изящными дамами и кавалерами
в нарядных туалетах, веселящими-
ся на вечном празднике жизни и
предающимися нескончаемым лю-
бовным удовольствиям, нередки
у него и мифологические герои, в
частности, амуры. Назначение этих
картин радовать и развлекать, они
прекрасно смотрятся в нарядных
интерьерах, оформленных в при-
хотливом стиле рококо.
В 1733-1736 годах Лемуан со-
здал ряд произведений потолоч-
ной живописи для Версальского
дворца, так называемый Салон
Геркулеса. За эту работу ему было
присвоено звание Первого при-
дворного художника Людовика XV.
Это означало, что художник отны-
не рисует членов королевской или
аристократической семьи, подчас
за фиксированное жалование и на
эксклюзивной основе (он не дол-
жен был работать на других), одна-
ко пользовался этой привилегией
Ф. Лемуан недолго.
Неудачная попытка виртуозно
справиться с одним ответственным
и сложным заказом подорвала
психику Лемуана. Сначала он стал
вести уединенную жизнь – весьма
нетипичный случай для удачливого
выпускника академической школы.
редко, так как художник, рисовав-
ший преимущественно нагих жен-
щин, и притом в очень рискованных
позах, незадолго до смерти уничто-
жил большую часть таких этюдов в
надежде спасти свою душу.
Искусствовед А. Бенуа отмечал,
что на Сантерра следует обратить
особое внимание с культурно-исто-
рической точки зрения. Это едва
ли не самый типичный для эпохи
регентства художник или, вернее,
как бы один из предвестников ее
(художнику в момент вступления
Филиппа в управление государ-
ством было около шестидесяти
лет, и мастер не дожил до конца
пресловутого «полуцарствования»).
Но и в истории живописи Сантерр
заслуживает внимания, с одной
стороны, как сочинитель нового,
более утонченного, типа женской
красоты, предвещающего нимф и
граций Буше, с другой – как один
из первых жанристов. Правда, «бы-
тописатель» Сантерр не шел даль-
ше того, чтобы изображать личики
и полуфигуры миловидных особ,
которых он наряжал в разные ко-
стюмы и освещал то дневным, то
вечерним светом, являясь в этом
подражателем итальянцев вене-
цианской школы. Но и этого уже
было для того времени довольно,
поскольку сам выбор сюжетов оз-
начал поворот от помпезного, выс-
преннего искусства Лебрена – к
«милой обыденности».
Источники:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Вивьен,_Жозеф
http://www.liveinternet.ru/users/4153045/post405239797/ http://www.benua-history.ru/461-Santer-Kuapel.html