Table of Contents Table of Contents
Previous Page  164 / 174 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 164 / 174 Next Page
Page Background

№1 (17) 2017

164

Календарь памятных дат

АМУРЫ СЫНА КОРОЛЕВСКОГО КУЧЕРА

350 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ РОБЕРА ДЕ ТУРНЬЕРА

280 ЛЕТ СО ДНЯ СМЕРТИ ФРАНСУА ЛЕМУАНА

Франсуа

Лемуан

(Ле-Мойн)

(1688-1737) – французский ху-

дожник эпохи рококо. Родился он

в далекой от искусства среде – в

семье королевского кучера. Пер-

вым учителем его стал отчим –

Робер Леврак де Турньер, мастер

барочного портрета, женившийся

на его матери вскоре после смер-

ти отца Франсуа. В возрасте 13 лет

Лемуан поступает в Королевскую

академию художеств и становится

учеником Луи Галлоша, известного

художника, а в конце жизни и тео-

ретика искусства, наставника Буше

и Натуара. В 1711 году Лемуану

была присуждена Римская премия,

однако из-за нехватки средств она

так и не была выплачена. В Акаде-

мии он оставался до 1713 года.

В 1722 году Лемуан познакомил-

ся с Франсуа Берже, оказавшим

сильное влияние на его творчество.

В 1723-1724 годах оба молодых

художника совершили длительное

учебное путешествие по Италии,

посетив Рим, Болонью, Неаполь и

Венецию. Большое впечатление на

них произвели полотна Корреджо,

Себастьяно Риччи и Пелегринни.

Благодаря знакомству с творче-

ством итальянских мастеров со-

вершенствуется живописная ма-

нера Лемуана: колорит становится

светлее, цвет более сочным, факту-

ра красочного слоя вибрирующей и

светоносной.

Вернувшись в Париж, Лемуан

открыл свою мастерскую и повёл

жизнь свободного художника. Сре-

ди его учеников значатся Донат

Нонотт и Лоран Кар, даже Франсуа

Буше учился у него несколько ме-

сяцев, правда, вспоминал об этом

без большого удовольствия. В 1718

году Лемуан стал членом Королев-

ской академии художеств, а с 1733

– её профессором. Кстати, его отчим

Робер де Турньер стал помощником

профессора в Академии только в

1737 году. В своих монументаль-

ных произведениях, в частности, в

картине «Людовик XV, дающий мир

Европе» (1729), хранящейся в Вер-

сале, заметно стремление Лемуана

следовать традициям «большого

стиля» XVII века, однако в несколь-

ко смягченном варианте, отвечаю-

щем вкусам, царящим при дворе.

Множество станковых картин

Лемуана близко к галантным про-

изведениям Антуана Ватто, они на-

писаны в светлых тонах, населены

изящными дамами и кавалерами

в нарядных туалетах, веселящими-

ся на вечном празднике жизни и

предающимися нескончаемым лю-

бовным удовольствиям, нередки

у него и мифологические герои, в

частности, амуры. Назначение этих

картин радовать и развлекать, они

прекрасно смотрятся в нарядных

интерьерах, оформленных в при-

хотливом стиле рококо.

В 1733-1736 годах Лемуан со-

здал ряд произведений потолоч-

ной живописи для Версальского

дворца, так называемый Салон

Геркулеса. За эту работу ему было

присвоено звание Первого при-

дворного художника Людовика XV.

Это означало, что художник отны-

не рисует членов королевской или

аристократической семьи, подчас

за фиксированное жалование и на

эксклюзивной основе (он не дол-

жен был работать на других), одна-

ко пользовался этой привилегией

Ф. Лемуан недолго.

Неудачная попытка виртуозно

справиться с одним ответственным

и сложным заказом подорвала

психику Лемуана. Сначала он стал

вести уединенную жизнь – весьма

нетипичный случай для удачливого

выпускника академической школы.

редко, так как художник, рисовав-

ший преимущественно нагих жен-

щин, и притом в очень рискованных

позах, незадолго до смерти уничто-

жил большую часть таких этюдов в

надежде спасти свою душу.

Искусствовед А. Бенуа отмечал,

что на Сантерра следует обратить

особое внимание с культурно-исто-

рической точки зрения. Это едва

ли не самый типичный для эпохи

регентства художник или, вернее,

как бы один из предвестников ее

(художнику в момент вступления

Филиппа в управление государ-

ством было около шестидесяти

лет, и мастер не дожил до конца

пресловутого «полуцарствования»).

Но и в истории живописи Сантерр

заслуживает внимания, с одной

стороны, как сочинитель нового,

более утонченного, типа женской

красоты, предвещающего нимф и

граций Буше, с другой – как один

из первых жанристов. Правда, «бы-

тописатель» Сантерр не шел даль-

ше того, чтобы изображать личики

и полуфигуры миловидных особ,

которых он наряжал в разные ко-

стюмы и освещал то дневным, то

вечерним светом, являясь в этом

подражателем итальянцев вене-

цианской школы. Но и этого уже

было для того времени довольно,

поскольку сам выбор сюжетов оз-

начал поворот от помпезного, выс-

преннего искусства Лебрена – к

«милой обыденности».

Источники:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Вивьен,

_Жозеф

http://www.liveinternet.ru/users/4153045/post405239797/ http://www.benua-history.ru/461-Santer-Kuapel.html