Table of Contents Table of Contents
Previous Page  165 / 174 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 165 / 174 Next Page
Page Background

165

№1 (17) 2017

Робер Леврак де Турньер

Портрет дамы в голубом

плаще

Франция, 1725-1730 гг.

Холст, масло. 116×89 см

БСИИ ASG, инв. №01-

2348

Календарь памятных дат

Франсуа Лемуан

Аллегория музыки. 1727-29 гг.

Робер Леврак де Турньер

Портрет неизвестной в виде

Гебы

Государственный Эрмитаж,

Санкт-Петербург

Но утомление от усиленных трудов,

постоянных интриг завистников в

Версале, сознание невозможно-

сти играть при легкомысленном

дворе Людовика XV ту роль, кото-

рую играл Лебрен при Людовике

XIV, страдание от потери любимой

жены не могли быть излечены про-

стым одиночеством, у Лемуана

развилась тяжёлая форма шизоф-

рении. В июне 1737 года через

несколько часов после окончания

работы над картиной «Время, ох-

раняющее Правду от Лжи и Зави-

сти» во время параноидального

приступа он покончил жизнь само-

убийством, заколов себя девятью

ударами кинжала.

Лемуан пытался по-своему ос-

мыслить стиль барокко в живо-

писи – он оживлял мистический

иррационализм маньеристов, со-

единяя его с барочной экспрес-

сией в духе Рубенса. Поэтому его

картины, при всей своей внешней

эффектности и театральности, вы-

ражают подлинно драматические

коллизии. Живопись Лемуана –

это не мир образов, на которых

выросли французские мастера XVII

столетия, он находит образцы для

подражания в творениях поздних

итальянских маньеристов.

Франсуа Лемуан из-

вестен также как автор

аллегорий, которые ча-

сто имели чисто деко-

ративный характер и

предназначались для

украшения интерьеров,

как например «Аллего-

рия музыки». Но такие

произведения – скорее

свидетельство плодо-

витости

художника.

Новый стиль рококо

стал ведущим в твор-

честве Лемуана. Свой

след в истории искус-

ства он оставил именно

как мастер утонченных

композиций, которые

вызывали восторг со-

временников и призна-

ние потомков.

Художника, как и Ват-

то, часто сравнивают

с Рубенсом. Но если

Ватто присматривался к тайнам

живописи Рубенса и совершенно

не подделывался под стиль своего

кумира, то Лемуан ориентировался

на его внешнюю сторону. А. Бенуа

пишет, что, как и Рубенс, Лемуан

любил эквилибрировать с грудами

нагих тел и с озаренными массами

облаков, заставлял блистать латы

воинов рядом с белизной полных

блондинок, крутил атласные драпи-

ровки и придавал характер всему

чего-то пышного и плящущего. При

этом с несравненно меньшим успе-

хом ему удавалось сообщать своим

композициям теплую солнечную

тональность Рубенса.

В Большом собрании изящных

искусств ASG есть три работы, при-

надлежащие двум учителям и кругу

ученика Лемуана – Робера Леврака

де Турньера, Луи Галлоша и Фран-

суа Буше.

Первый учитель Лемуана – Робер

Леврак де Турньер – представлен

«Портретом дамы в голубом пла-

ще». Перед нами придворная дама

в богатом платье с золотым шитьем,

поверх которого она набросила си-

ний плащ, а напудренную прическу

украсила цветами. Портретируемая

облокотилась на красную подушку,

лежащую на столике с мраморной

столешницей, что придает изяще-

ства и легкости ее образу.

Работу собрания ASG отличает

тщательность в проработке изо-

бражения одежд модели. Трак-

товка образа близка полотну из