Table of Contents Table of Contents
Previous Page  168 / 174 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 168 / 174 Next Page
Page Background

№1 (17) 2017

168

Новости искусства

БАРОККО В ПТИ ПАЛЕ

СРАЗУ ДВЕ ВЫСТАВКИ БАРОККО ОТКРЫЛИСЬ В КОНЦЕ МАРТА В ПАРИЖСКОМ PETIT PALAIS. PETIT

PALAIS (ПТИ ПАЛЕ, МАЛЫЙ ДВОРЕЦ) – БЫВШИЙ ВЫСТАВОЧНЫЙ ПАВИЛЬОН ПРОХОДИВШЕЙ В 1900

ГОДУ В ПАРИЖЕ ВСЕМИРНОЙ ВЫСТАВКИ. СЕГОДНЯ В НЕМ НАХОДИТСЯ ГОРОДСКОЙ МУЗЕЙ ИЗЯЩНЫХ

ИСКУССТВ, ВКЛЮЧАЮЩИЙ КОЛЛЕКЦИИ ГРЕЧЕСКОГО, РИМСКОГО И ЕГИПЕТСКОГО ИСКУССТВА,

КАРТИНЫ ГОЛЛАНДСКИХ И ФЛАМАНДСКИХ МАСТЕРОВ XVI И XVII ВЕКОВ, КОЛЛЕКЦИИ МЕБЕЛИ И

ГОБЕЛЕНОВ XVIII ВЕКА. ПОЛЮБОВАТЬСЯ ШЕДЕВРАМИ ЖИВОПИСИ И ГРАФИКИ ЭПОХИ БАРОККО

ПОЗВОЛЯТ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, СОБРАННЫЕ ИЗ МУЗЕЕВ И ЧАСТНЫХ КОЛЛЕКЦИЙ ФРАНЦИИ И США

Выставка «Просвещение барокко:

шедевры XVIII века в церквях Па-

рижа» представляет около двухсот

произведений, созданных в период

от Регентства до Французской ре-

волюции, все они предназначались

для святых обителей французской

столицы. Алтари, плафоны, картины

с религиозными сюжетами таких ма-

стеров, как Франсуа Лемуан, Карл

Ван Лоо, Жан-Франсуа де Труа,

Жак-Луи Давид и многих других при-

едут из музеев Лиона, Марселя, Рен-

на, а также Версаля и Лувра.

Произведения из частной коллек-

ции Джеффри Хорвица (США) пред-

ставлены на выставке «От Ватто до

Давида: коллекция Хорвица», это

также около двухсот произведений

первых имен эпохи, таких как Ан-

туан Ватто, Жан-Оноре Фрагонар,

Юбер Робер, Жан-Батист Грёз и

многие другие.

Среди представленных работ на

религиозную тематику на выставке

выделяются картины Франсуа Ле-

муана (1688 – 1737) «Дева Мария

во славе» и «Иоанн Креститель».

Первая, являющаяся, судя по ха-

рактеру композиционного построе-

ния, эскизом для плафона, написа-

на в 1732 году. Примерно в это же

время, около 1730 года, исполнено

небольшое полотно круга Франсуа

Лемуана «Благовещение», храня-

щееся в Большом собрании изящ-

ных искусств ASG. Работа невелика

по формату (28×33 см), и ее также

можно рассматривать в качестве

подготовительного эскиза к более

масштабному произведению.

Согласно апостолу Луке, архан-

гел Гавриил предрек Деве Марии:

«И вот, зачнешь во чреве, и родишь

Сына, и наречешь Ему имя Иисус»

(Лк., 1:26 – 38). Воплощение Христа,

как считается, произошло именно в

этот момент. Данный сюжет редко

можно видеть без дополнительных

символических элементов; неко-

торые из них взяты из апокрифи-

ческих Евангелий и из «Золотой

легенды». Святой Бернард и дру-

гие подчеркивали, что событие это

произошло весной – отсюда мотив

цветка в вазе; впоследствии это,

как правило, лилия (символ дев-

ственной чистоты). Прялка или кор-

зина с пряжей намекают на легенду

о приведении Девы Марии в Храм в

Иерусалиме, где она должна была

ткать одежды священникам. На

картине круга Лемуана архангел

Гавриил предстает в сопровожде-

нии ангелов коленопреклоненным,

крылатым и облаченным в белые

одежды и золотистый плащ. В руке

он держит цветок лилии. В правой

части – Дева Мария в красном ма-

Франсуа Лемуан

Дева Мария во славе

1732 год

© Ville de Paris / COARC / Claire Pignol

Франсуа Лемуан, круг

Благовещение

Франция, ок. 1730 г.

Холст, масло, 28×33 см

БСИИ ASG, инв. № 04-3277