№1 (17) 2017
168
Новости искусства
БАРОККО В ПТИ ПАЛЕ
СРАЗУ ДВЕ ВЫСТАВКИ БАРОККО ОТКРЫЛИСЬ В КОНЦЕ МАРТА В ПАРИЖСКОМ PETIT PALAIS. PETIT
PALAIS (ПТИ ПАЛЕ, МАЛЫЙ ДВОРЕЦ) – БЫВШИЙ ВЫСТАВОЧНЫЙ ПАВИЛЬОН ПРОХОДИВШЕЙ В 1900
ГОДУ В ПАРИЖЕ ВСЕМИРНОЙ ВЫСТАВКИ. СЕГОДНЯ В НЕМ НАХОДИТСЯ ГОРОДСКОЙ МУЗЕЙ ИЗЯЩНЫХ
ИСКУССТВ, ВКЛЮЧАЮЩИЙ КОЛЛЕКЦИИ ГРЕЧЕСКОГО, РИМСКОГО И ЕГИПЕТСКОГО ИСКУССТВА,
КАРТИНЫ ГОЛЛАНДСКИХ И ФЛАМАНДСКИХ МАСТЕРОВ XVI И XVII ВЕКОВ, КОЛЛЕКЦИИ МЕБЕЛИ И
ГОБЕЛЕНОВ XVIII ВЕКА. ПОЛЮБОВАТЬСЯ ШЕДЕВРАМИ ЖИВОПИСИ И ГРАФИКИ ЭПОХИ БАРОККО
ПОЗВОЛЯТ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, СОБРАННЫЕ ИЗ МУЗЕЕВ И ЧАСТНЫХ КОЛЛЕКЦИЙ ФРАНЦИИ И США
Выставка «Просвещение барокко:
шедевры XVIII века в церквях Па-
рижа» представляет около двухсот
произведений, созданных в период
от Регентства до Французской ре-
волюции, все они предназначались
для святых обителей французской
столицы. Алтари, плафоны, картины
с религиозными сюжетами таких ма-
стеров, как Франсуа Лемуан, Карл
Ван Лоо, Жан-Франсуа де Труа,
Жак-Луи Давид и многих других при-
едут из музеев Лиона, Марселя, Рен-
на, а также Версаля и Лувра.
Произведения из частной коллек-
ции Джеффри Хорвица (США) пред-
ставлены на выставке «От Ватто до
Давида: коллекция Хорвица», это
также около двухсот произведений
первых имен эпохи, таких как Ан-
туан Ватто, Жан-Оноре Фрагонар,
Юбер Робер, Жан-Батист Грёз и
многие другие.
Среди представленных работ на
религиозную тематику на выставке
выделяются картины Франсуа Ле-
муана (1688 – 1737) «Дева Мария
во славе» и «Иоанн Креститель».
Первая, являющаяся, судя по ха-
рактеру композиционного построе-
ния, эскизом для плафона, написа-
на в 1732 году. Примерно в это же
время, около 1730 года, исполнено
небольшое полотно круга Франсуа
Лемуана «Благовещение», храня-
щееся в Большом собрании изящ-
ных искусств ASG. Работа невелика
по формату (28×33 см), и ее также
можно рассматривать в качестве
подготовительного эскиза к более
масштабному произведению.
Согласно апостолу Луке, архан-
гел Гавриил предрек Деве Марии:
«И вот, зачнешь во чреве, и родишь
Сына, и наречешь Ему имя Иисус»
(Лк., 1:26 – 38). Воплощение Христа,
как считается, произошло именно в
этот момент. Данный сюжет редко
можно видеть без дополнительных
символических элементов; неко-
торые из них взяты из апокрифи-
ческих Евангелий и из «Золотой
легенды». Святой Бернард и дру-
гие подчеркивали, что событие это
произошло весной – отсюда мотив
цветка в вазе; впоследствии это,
как правило, лилия (символ дев-
ственной чистоты). Прялка или кор-
зина с пряжей намекают на легенду
о приведении Девы Марии в Храм в
Иерусалиме, где она должна была
ткать одежды священникам. На
картине круга Лемуана архангел
Гавриил предстает в сопровожде-
нии ангелов коленопреклоненным,
крылатым и облаченным в белые
одежды и золотистый плащ. В руке
он держит цветок лилии. В правой
части – Дева Мария в красном ма-
Франсуа Лемуан
Дева Мария во славе
1732 год
© Ville de Paris / COARC / Claire Pignol
Франсуа Лемуан, круг
Благовещение
Франция, ок. 1730 г.
Холст, масло, 28×33 см
БСИИ ASG, инв. № 04-3277