Table of Contents Table of Contents
Previous Page  170 / 174 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 170 / 174 Next Page
Page Background

№1 (17) 2017

170

Новости искусства

ному сюжету. В музыке его исполь-

зовал Ференц Лист (1811 – 1886)

во второй «Легенде» для фортепи-

ано. Куда чаще можно встретить

живописные произведения на сю-

жет «Обморок Есфири», одна из ин-

терпретаций которого, написанная

братом Ноэль Николя – Антуаном

Куапелем (1661 – 1722), представ-

лена в Большом собрании изящных

искусств ASG.

На полотне изображен едва ли

не самый драматический момент

в истории Есфири, когда она, нару-

шая строжайший запрет, придя к

своему супругу Артаксерксу, гото-

вится рассказать ему о кознях Ама-

на. Знатный амаликитянин Аман,

пользовавшийся

безграничной

властью, задумал погубить семью

Есфири и весь еврейский народ.

Узнав об этом, мужественная геро-

иня под страхом смерти является

к своему мужу царю Артаксерксу

и обращается к нему с просьбой

о защите. Услышав рассказ жены,

царь приказывает повесить Амана

на той виселице, которую он приго-

товил для отца Есфири – Мардохея,

а евреи получают защиту и право

на истребление своих врагов.

На картине Куапеля из собрания

ASG действие происходит в тронном

зале с золотым пологом. В левой ча-

сти изображена Есфирь в обмороке

и служанки, поддерживающие свою

госпожу. Справа – царь Артаксеркс

на троне. В одной руке он держит

скипетр, а другую протягивает жене.

Здесь же у трона – его советник со

свитком в руках.

Данная работа исполнена Анту-

аном Куапелем как вариант его

известной картины с одноимен-

ным названием, ныне хранящей-

ся в Лувре. Картина выполнена в

традициях французской Академии.

В композиции хорошо ощущает-

ся воздействие на автора тради-

ций классицизма. Неоднократно

композиции на данный сюжет по-

вторялись на протяжении и более

позднего времени. Свидетельством

тому могут быть различные вари-

анты данного сюжета, хранящиеся

в частных собраниях и появляющи-

еся на арт-аукционах.

Нечасто на европейских вы-

ставках можно встретить картины

французского художника XVII – XVIII

веков Жана-Батиста Жувене (1644

– 1717), работа которого «Про-

славление Девы Марии или Маг-

нификат» заняла достойное место

в экспозиции выставки барочного

искусства из церквей Парижа.

Данную работу Жувене отличает

великолепие яркого насыщенного

колорита и экспрессия, проявляю-

щаяся, по большей мере, в выра-

зительных жестах рук персонажей.

В нижней части композиции, на

лестнице, есть подпись художника

и дата ее создания. Картина была

написана мастером за год до смер-

ти. Еще один ее вариант находится

в мадридском музее Прадо. По-

мимо религиозного, Жувене часто

обращался и к портретному жанру,

в котором был не менее успешен.

Художник часто писал автопортре-

ты, а также своих современников. В

собрании ASG хранится один из за-

мечательных образцов портретной

живописи Жувене – овальный пор-

трет прелата. На полотне запечат-

лен мужчина средних лет в церков-

ном облачении голубовато-серого

цвета, с крестом на груди и белым

отложным воротником. Он смотрит

на зрителя, и выражение его лица

доброжелательно. Кроме того пор-

трет заключен в резную золоченую

раму, декорированную с четырех

сторон цветами и пальметтами. В

нижней ее части – шильдик с име-

нем автора произведения.

Образцы портретного жанра ши-

роко представлены на выставке из

Антуан Куапель

Обморок Есфири

Франция, начало XVIII в.

Холст, масло. 38,5×49,5 см

БСИИ ASG, инв. № 04-3701

Жан-Батист Жувене

Прославление Девы Марии или Магнификат

1716 год

©Pascal Lemaître / dist. Centredesmonuments

nationaux