

№1 (17) 2017
30
Тема номера
ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ НЕОГОТИЧЕСКОГО ИНТЕРЬЕРА
НА ПРИМЕРЕ ГЛАВНОГО ДОМА УСАДЬБЫ ТАРАСКОВО
Аннотация:
статья посвящена принципам организации неоготического интерьера русской усадьбы конца XIX – начала XX веков.
На примере усадьбы Тарасково, принадлежавшей дворянскому роду Толстых-Глебовых, рассматривается эволюция готического
стиля в русской архитектуре, начиная с XVIII века. Проект интерьеров данной усадьбы восстановлен предметами из Большого
собрания изящных искусств ASG.
Ключевые слова:
Готика, Неоготика, интерьер, усадьба, Тарасково, П.С. Бойцов, зала-гостиная, кабинет, библиотека.
Abstract:
The article focuses on organizational principles of the Neo-Gothic interior of the russian manor of the late XIX – early
XX centuries. On the example of Taraskovo manor, belonging to the aristocratic family Tolstoy-Glebov, we consider the evolution
of the Gothic style in russian architecture, beginning with the XVIII century. The interior design of this manor was restored with
artworks from a large collection of fine arts ASG.
Keywords:
Gothic, Neo-Gothic, interior, manor, Taraskovo, P.S. Boitsov, living room, study, library.
БУЛГАКОВА Алина,
директор Международного
института антиквариата, к.п.н.
ЯО Михаил,
научный консультант
Международного института
антиквариата, к.с.н..
Усадьба Тарасково находилась рядом с селом того же на-
звания, упоминавшимся уже с конца XVI века. Оно было рас-
положено на правом берегу Оки. В 1624 году принадлежа-
ло фамилии Колтовских. Уже в это время в селе, вероятно,
существовал деревянный храм архангела Михаила. С 1773
года село принадлежало А.А. Хрущевой. Именно в это время
рядом с селом создается ансамбль усадьбы, в который вхо-
дили господский дом, надворные постройки, «нерегулярный»
плодовый сад. Иными словами, уже к концу XVIII столетия
здесь существовал типичный классицистический усадебный
ансамбль помещиков средней руки.
Усадьба начинает активно развиваться уже в конце
XIX века. В ее планировке происходит смена рациональной
строгой симметрии, свойственной классицизму, на более
свободные пространственные решения. С XX века имение
называется «Тарасковская экономия С.Н. и В.П. Глебовых» –
последних владельцев имения. Изучением ансамбля Тарасково
занимались историк и писатель Феликс Разумовский, исто-
рик архитектуры русской усадьбы Мария Нащокина.
Материалы по усадьбе Тарасково опубликованы в статье
«Усадьба Тарасково – очарование Серебряного века»//Мир ис-
кусств: Вестник Международного института антиквариа-
та. - 2014. - №3. - С.68-85.
ЭКСТЕРЬЕР
Сохранившиеся постройки усадьбы Та-
расково были возведены в конце XIX – на-
чале XX веков, т.е. в период развития стиля
модерн в России, в характерном неоготи-
ческом стиле. В истории европейской как
культуры вообще, так и архитектуры суще-
ствует удивительный парадокс обращения
к готике – стилю, вошедшему в культуру
Европы еще в конце 1100-х годов. Готи-
ка как самостоятельный, ведущий стиль
существовала в Европе с XII по XVI сто-
летия, а в некоторых видах искусства и
странах и позднее. Традиционно считает-
ся, что готику радикально сменяет стиль
Возрождения и далее барочное искусство
XVII века. Однако если посмотреть на раз-
витие архитектуры и особенно декора-
тивно-прикладного искусства, мы увидим,
что между этими стилями практически не
было конфликта. И в XVI, и в XVII и в XVIII
веках мы встречаем предметы и строения,
которые органично сочетают в себе эле-