Table of Contents Table of Contents
Previous Page  30 / 174 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 30 / 174 Next Page
Page Background

№1 (17) 2017

30

Тема номера

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ НЕОГОТИЧЕСКОГО ИНТЕРЬЕРА

НА ПРИМЕРЕ ГЛАВНОГО ДОМА УСАДЬБЫ ТАРАСКОВО

Аннотация:

статья посвящена принципам организации неоготического интерьера русской усадьбы конца XIX – начала XX веков.

На примере усадьбы Тарасково, принадлежавшей дворянскому роду Толстых-Глебовых, рассматривается эволюция готического

стиля в русской архитектуре, начиная с XVIII века. Проект интерьеров данной усадьбы восстановлен предметами из Большого

собрания изящных искусств ASG.

Ключевые слова:

Готика, Неоготика, интерьер, усадьба, Тарасково, П.С. Бойцов, зала-гостиная, кабинет, библиотека.

Abstract:

The article focuses on organizational principles of the Neo-Gothic interior of the russian manor of the late XIX – early

XX centuries. On the example of Taraskovo manor, belonging to the aristocratic family Tolstoy-Glebov, we consider the evolution

of the Gothic style in russian architecture, beginning with the XVIII century. The interior design of this manor was restored with

artworks from a large collection of fine arts ASG.

Keywords:

Gothic, Neo-Gothic, interior, manor, Taraskovo, P.S. Boitsov, living room, study, library.

БУЛГАКОВА Алина,

директор Международного

института антиквариата, к.п.н.

ЯО Михаил,

научный консультант

Международного института

антиквариата, к.с.н..

Усадьба Тарасково находилась рядом с селом того же на-

звания, упоминавшимся уже с конца XVI века. Оно было рас-

положено на правом берегу Оки. В 1624 году принадлежа-

ло фамилии Колтовских. Уже в это время в селе, вероятно,

существовал деревянный храм архангела Михаила. С 1773

года село принадлежало А.А. Хрущевой. Именно в это время

рядом с селом создается ансамбль усадьбы, в который вхо-

дили господский дом, надворные постройки, «нерегулярный»

плодовый сад. Иными словами, уже к концу XVIII столетия

здесь существовал типичный классицистический усадебный

ансамбль помещиков средней руки.

Усадьба начинает активно развиваться уже в конце

XIX века. В ее планировке происходит смена рациональной

строгой симметрии, свойственной классицизму, на более

свободные пространственные решения. С XX века имение

называется «Тарасковская экономия С.Н. и В.П. Глебовых» –

последних владельцев имения. Изучением ансамбля Тарасково

занимались историк и писатель Феликс Разумовский, исто-

рик архитектуры русской усадьбы Мария Нащокина.

Материалы по усадьбе Тарасково опубликованы в статье

«Усадьба Тарасково – очарование Серебряного века»//Мир ис-

кусств: Вестник Международного института антиквариа-

та. - 2014. - №3. - С.68-85.

ЭКСТЕРЬЕР

Сохранившиеся постройки усадьбы Та-

расково были возведены в конце XIX – на-

чале XX веков, т.е. в период развития стиля

модерн в России, в характерном неоготи-

ческом стиле. В истории европейской как

культуры вообще, так и архитектуры суще-

ствует удивительный парадокс обращения

к готике – стилю, вошедшему в культуру

Европы еще в конце 1100-х годов. Готи-

ка как самостоятельный, ведущий стиль

существовала в Европе с XII по XVI сто-

летия, а в некоторых видах искусства и

странах и позднее. Традиционно считает-

ся, что готику радикально сменяет стиль

Возрождения и далее барочное искусство

XVII века. Однако если посмотреть на раз-

витие архитектуры и особенно декора-

тивно-прикладного искусства, мы увидим,

что между этими стилями практически не

было конфликта. И в XVI, и в XVII и в XVIII

веках мы встречаем предметы и строения,

которые органично сочетают в себе эле-