Table of Contents Table of Contents
Previous Page  8 / 174 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 8 / 174 Next Page
Page Background

№1 (17) 2017

8

Тема номера

ИСКУССТВО В РУССКОЙ УСАДЬБЕ

ИМЯ ДМИТРИЯ ДМИТРИЕВИЧА ИВАНОВА СЕГОДНЯ ПРАКТИЧЕСКИ ЗАБЫТО. ДИРЕКТОР ОРУЖЕЙНОЙ

ПАЛАТЫ (1922–1929 ГГ.), ЭМИССАР (1918) И ЭКСПЕРТ ГЛАВМУЗЕЯ НАРКОМПРОСА ВО МНОЖЕСТВЕ

КОМИССИЙ, АКТИВНЫЙ УЧАСТНИК ЗАСЕДАНИЙ КОМИССИИ МУЗЕЯ «СТАРАЯ МОСКВА», АВТОР

ПУТЕВОДИТЕЛЯ ПО МУЗЕЯМ ПЕТЕРБУРГА.

Существует ли вообще особое ис-

кусство русской усадьбы? Имеется

ли достаточно оснований, чтобы

это искусство выделить? Может

быть, перед нами просто отдель-

ные произведения искусства, по

тем или иным причинам находя-

щиеся или обнаруженные в усадь-

бах, но, однако, никакого особого

стиля или типа искусства русская

усадьба не представляет. С одной

стороны, кажется, что такой во-

прос не должен бы возникать, ибо

слишком большое число автори-

тетных судей признает наличие в

русской усадьбе своих особенных,

ей только присущих художествен-

ных свойств. Начиная хотя бы с

журнала «Мир искусства», который

открыл так много в области рус-

ского искусства, продолжая жур-

налом «Старые годы», где собрано

такое множество ценнейших мате-

риалов, наконец, в ряде отдельных

исследований это художественное

явление не только не отрицается,

но, наоборот, все больше и больше

выявляется. Издавался, кроме того,

особый журнал «Столица и усадь-

ба», посвященный русской усадьбе

почти целиком. Когда произошел

такой грандиозный переворот, как

Революция, то внимание и интерес

к русской усадьбе не только не ос-

лабели, но, наоборот, усилились.

Ряд усадеб был превращен в музеи

и с успехом выдержал это превра-

щение, привлекая многие тысячи

посетителей. Возникло особое Об-

щество изучения русской усадьбы,

весьма удачно развивающее свою

деятельность. Таким образом, име-

ются налицо все внешние признаки,

что перед нами какое-то крупное

своеобразное явление в области искусства – явление мало еще из-

ученное, но очень замечательное.

Почему же возникают сомне-

ния? Что заставляет задумываться

над вопросом художественности

русской усадьбы? Это, главным

образом, то, что каждое почти ис-

следование русского усадебного

искусства сопровождается множе-

ством колебаний и оговорок, ука-

зывающих на какие-то его особен-

ности, причем, по-видимому, эти

особенности говорят не в пользу

художественности русской усадь-

бы. Я беру Врангеля в его исследо-

вании «Помещичья Россия» («Ста-

рые годы», 1910): на каждом шагу

встречаются такие выражения:

«смешные, чудаческие затеи, часто

курьезные пародии», «дикие, но не

лишенные прелести курьезы», «не

...grand-art», «заурядные в смысле

художественном помещичьи усадь-

бы», «порою трудно разобраться в

том, что подлинно красивого, веч-

ного в этом ушедшем быте», «труд-

но понять и высказаться, есть ли

хоть частица искусства в криволи-

цих портретах», «в русских имени-

ях, за редкими исключениями, все

посредственные копии или работы

третьестепенных мастеров», «кар-

тин сравнительно мало», «боль-

шинство картин в русских усадьбах

посредственны и плохи», «искус-

ство крепостных незначительно»,

«образцы, скорее, курьезной, чем

красивой живописи», «мебель до-

вольно однообразна», «бронзы

и фарфора еще меньше», «мало

икон», в конце концов, автор дела-

ет неутешительный вывод: «Архан-

гельское вместе с Кусковым един-

ственные дошедшие до нас русские

поместья вполне европейского

уровня», оговариваясь, однако, тут

же в пользу Останкина.

Но едва только Кусково подве-

дено Врангелем с грехом пополам

к уровню европейских явлений ис-

кусства, как при ближайшем рас-

смотрении другой автор, Юрий

Шамурин («Подмосковные», 1912)

сражает даже эту исключительную

усадьбу следующим прискорбным

выводом: «художественных созда-

ний в Кускове было мало». Спраши-

вается, сколько же их могло быть

в других усадьбах, заведомо неиз-

меримо уступающих Кускову? Если

обратимся к самому последнему

времени, то у новейшего исследо-

вателя В. В. Згура по отношению

к тому же Кускову встречаем про-

ходящие красной нитью через его

исследование отзывы вроде следу-

Перепечатано в сокращении

из сборника «Русская усадьба» (1998 год, № 4);

публикация Т. Л. Тутовой